Типа #1лайк1факт, но без лайков: тупо интересные факты о трубах, их производстве и транспортировке. Ибо хочется

favorite 4
message 68

1.Ассортимент среднего трубопрокатного завода огромен. Действительно огромен. Начиная от труб диаметром менее 1 см и заканчивая 1,5 м и выше

2. Контраст разброса ассортимента завода: наш раньше производил наравне с 1,5 метровыми трубами иголки для шприцов для медицины.

3. Все трубы производятся на основе отдельных стандартов. В стандарте прописано все - от производства до испытаний.

4. Стандартов уйма. В СНГ это как правило ГОСТы и ТУ, Европа - EN, DIN, ISO, Америка - ASTM, API. Но зависит от клиента.

5. Нельзя просто взять и сделать трубу по тому стандарту, который захотелось "просто потому что" - сначала купи стандарт, получи лицензию >

> авторитетной инспекционной организации, доказав соответствие условиям стандарта и только после этого производи

6. К слову, трубу не производят, ее "катают" или "прокатывают" и сдают.

7. Стандартные размеры трубы - это диаметр * стенка * длина. Хотя может быть по двум диаметр и другие вариации

8. Освоение нового стандарта стоит больших денег. В частности из-за инспекции. Например, €200 т. - обычная цена. Не включая закуп обор-ия

9. В РФ все размеры труб строго в мм. В Европе как правило тоже, но м.б. и дюймы. Америка - всегда дюймы и футы. И SCH для ASTM

10. Хотя это разделение условное: заказать могут по любому стандарту. Просто ГОСТ и ТУ там никто не знает ибо нафиг не сдались - свои есть

11. Если видите что-то круглое/квадратное и полое внутри - это сделано на трубопрокатном заводе. Возможно большом. Даже если это ножка стула

12. Большие заводы энергозатратны, очень. Поэтому у многих есть ТЭС чисто под свои нужды. Избыток энергии отдается/продается городу.

13. Размеры труб точны до сотых мм. 70,32 мм - стандартный диаметр труб API 5CT. Но естественно предусмотрены допуски в разумных пределах

Оффтоп. Как вы, блин, умещаете всю мысль в короткое сообщение? Мало букв же!

14. Минимально необходимая инфа для заказа - диаметр * стенка * длина, стандарт и марка стали. Далее могут идти дополнительные требования

15. Срок производства зависит от наличия металла, загруженности цеха и сложности производства. Варьируется от месяца до года.

16. Не включая перевозку. Перевозка в Америку, например, это еще плюс два месяца. Ибо сначала авто/жд до порта, затем ожидание корабля, >

> после этого еще ~месяц в пути. В общем, заказывайте, пожалуйста, заранее.

17. В зависимости от способа производства трубы разделяют на литые, прессованные, сварные и бесшовные.

17. Литые - жидкий металл (привет, Т1000!) отливают в форму в виде трубы. Как тесто в кондитерской, только не настолько же вкусно в итоге

18. Литьем как правило производят чугунные трубы. Т.к. слишком большая твердость и хрупкость у чугуна для других способов.

19. Прессование - тоже весело. Шприц видели? Вот здесь также: металл буквально выдавливают через специальное отверстие. И, вуаля, - труба

20. Прессованием производят трубы из малопластичных металлов. У нас сталь, поэтому прессование не используется - много минусов

21. Сварные - лист (или 2) металла сгибают в трубу и сваривают швом. Бывают одношовные, двухшовные и спиралешовные.

22. Бесшовные - производятся из трубной заготовки циллиндрической формы и, вот это поворот, не имеют шва.

У нас используются последние два способа, поэтому про них могу подробнее.

23. Одношовная труба - возьмите лист бумаги и соедините края. Также и здесь: аккуратно гнут, сваривают края, проводят испытания.

24. Двухшовная аналогично, только из двух листов делают две половинки и сваривают. Эдакая трубная романтика.

25. Спиралешовная гораздо веселее. Вспомните пружинку Slinky или обычную. Длинный лист металла сворачивают в трубу и сваривают в местах >

> соединения. Получается шов в виде спирали - отсюда и название.

26. Чем меньше длина шва, тем круче. Смысл - ржавчина начинается там, где идет неоднородность конструкции. А шов - самая жесткая неоднор-ть

27. Соответственно, чем длиннее шов, тем больше шанс поймать ржавчину. Поэтому одношовные - топ. Панацеи от ржавчины нет - чистка или замена

28. Спиралешовные имеют еще другой минус. Если нефть/газ на определенном участке бахнет, то одно/двухшовная труба "раскроется" по шву. >

Соот-но вырезать и заменять понадобится только поврежденную трубу. Спиралешовная не "открывается" сразу - она надувается и тем самым >

> "стягивает" к месту хлопка соседние участки труб. Как итог замена от 3-5 и больше труб для ремонта

29. Бесшовные трубы бывают горячекатанные и холоднодеформированные.

30. Г/к - заготовку (литой цилиндр) разогревают, прошивают насквозь оправкой, а получившуюся гильзу раскатывают изнутри до необходимого р-ра

30. Х/д 1. Грубо говоря, полую заготовку надевают на цилиндр нужного диаметра и давлением снаружи придают форму и диаметр. Метод называется>

> прокатка. Но разумеется все сложнее, чем я описал. Кст, полая заготовка называется "подкат". Шутки за 300 в студию

31. Х/д2. Вот здесь буквально могут успешно толкать квадратное в круглое. Т.е. квадратную заготовку со спец.конусообразным концом >

> продевают через кольцо более узким диаметром и тянут с другой стороны. Не мужики, конечно, тянут, а мощный стан. Итог: квадр. заготовка >

> становится круглой трубой. Это волочение, ибо волокут. М.б. в несколько последовательных этапов - через кольца одно меньше другого до >

> получения необходимого маленького диаметра. По этой причине прокатка выгоднее - там все делается в один заход

32. В нашем самом старом цехе работает волочильный стан, который привезли еще в начале 40х, спешно спасая его от немцев. Пашет как часы

33. Вообще, там оч.много нюансов, и за такое поверхностное описание товарищи технологи меня четвертуют. Так что не показывайте им

34. Сталь варят. Часто как зелье в котле (мартеновская печь), добавляя другие элементы. Щепотка вольфрама, кубик молибдена и т.д.

35. Название варьируется от простого "сталь 20" до разнообразных 10Х17Н13М2Т. Буквы - хим.элемент, цифра перед ними - % содержания.

36. Т.е. 10Х17Н13М2Т - это 10% хром, 17% никель, 13% молибден, 2% титан. Элементы ниже 1% не фигурируют

37. Элементы определяют свойства (логично) - будет труба гнуться или наоборот будет прочной, какие температуры выдержит и т.д.

38. Зависит от условий эксплуатации. Где-то трубу нужно будет гнуть (холодильники, батареи и пр.), где-то наоборот.

39. Опять же, все прописано в стандартах - насколько сильно ее можно изогнуть, растянуть, сплющить. Как и многое другое

40. Есть даже испытания ударом. Трубу замораживают до, н-р, -50 и хреначат сверху гирю. Смотрят, выдерживает ли. Или наоборот нагревают до +

41. Вообще испытаний множество - гидроиспытания, электровихреток и т.д. плюс проверки рентгеном, ИК

42. Логика - перед продажей трубы труба проверяется на соответствие тому, для чего она, собственно, предназначена

43. Никогда не перевозите трубу на борте корабля. Никогда! Только в трюм https://t.co/EFSFUQZAX2

44. Труба может быть с покрытием - лак, полиэтилен, полипропилен, бетон. Если надо и кокосовой стружкой присыпем

45. Довезти трубу до Германии/Бельгии мб дороже, чем до Техаса. Авто мало вместимо и их нужно больше, а жд не ходит, ибо разные рельсы >

> А Техас - это вместимый вагон жд до порта и затем место на корабле

46. Пиздец - это когда труба А пришла в порт Бразилии, а труба Б - в порт Индии. А надо наоборот.

47. Несмотря на разброс ассортимента завода, производимые размеры ограничены внутри этого разброса. Просто их много. Очень.

48. Т.е. если завод может делать трубу и 201 мм и 219 мм, то не факт, что он может делать 205, 208, 209 мм. Тупо может не быть инструмента.

49. Трубы могут быть не только круглые - есть еще квадратные. И шестигранная - для атомной промышленности

50. Самые тяжелые и длинные трубы - ТБД (трубы большого диаметра). Вес одной легко может превышать 10 тонн. Длина - 12 или 18 метров

51. Сложный этап в производстве ТБД - доставка металла для проката. Для трубы диаметром 1,5 м нужен лист длиной 12 и шириной 4,5 метра >

> Далеко не каждый перевозчик может доставить. А если он еще весит 10 тн/шт? Но у многих комбинатов отлажены маршруты

52. Трубы ездят в Европу, а вы нет. Бугага. И я тоже. Не езжу(

>