Ну, давайте побегу за всеми и тоже сделаю подобное. 1 лайк - 1 удивительный факт о старообрядцах.

favorite 693
message 153

1. Никакой единой староверческой церкви нет - есть безумное количество общин, которые верят ОЧЕНЬ по-разному.

2. Например, дырники не признает иконы и молится на восток. А так как молиться через стену или окно грешновато, то в стене делают дыру

3. Многие староверы в принципе считают, что Церковь Христова пала, и что сейчас наступило царство Антихриста - поэтому и попов быть не может

4. Часть общин отрицает возможность совершения таинств, например, свадьбы. Поэтому тот, у кого в общине есть семья, отмаливает грех блуда

5. Доходит до странного - большая часть общины не может войти в церковь и молится на входе, так как у них есть семья, а значит, они грешники

6. Молитвы у староверов, к слову, ядреные - в некоторых согласиях воскресные службы могут идти по 6-7 часов

7. Хотя староверы не пьют водку, во многих согласиях есть традиция ставить полную бутылку на самое видное место, дабы показать силу духа

8. Кстати, про застолье - староверы никогда не едят из одной посуды с неверным, потому что мало ли что

9. Доходит до того, что даже в старообрядческих трапезных всю еду подают в пластмассовой посуде, на всякий случай

10. Посты у староверов - это вещь серьёзная. Более того, у них принято блюсти посты по средам (из-за Иуды) и пятницам (из-за распятия)

11. Поэтому на некоторых староверческих сайтах есть теории заговора, что четверг как рыбный день был введён в СССР специально против них

12. Да, говорю именн "староверы", так как староверы не очень котируют, когда их называют старообрядцами, мол, дело не только в обрядах

13. Все знают про два пальца, но есть и другие различия. Так, староверы считают, что третья "аллилуя" в никонианских молитвах - для Сатаны

14. Часть никонианских реформ, правда, откатили назад - например, привычный всем православный крест долго время именно старообрядческим

15. У староверов есть свои собственные книги силы. Главная - "Житие Протопопа Аввакума" - первая автобиография на русском языке

16. "Житие" хотя и нечитабельно с точки зрения современного языка, но увлекательно - хотя бы частотой употребления слова "блядь"

17. Отец Аввакума был священник, но, по его словам, "прилежаше пития хмельнова". От этого, видать, и пошёл хейт староверов к алкоголю

18. Веселье Аввакум не любил - когда в село, где он служил, пришли "плясовые медведи з бубнами и з домрами", он их выгнал, а медведя "ушиб"

19. В общем, был Аввакум православным активистом во всех смыслах этого слова. Правда, в итоге его сожгли в избе посреди сруба

20. Из-за этого слова Исуса про крещение огнём староверы воспринимали буквально и сжигали себя в срубах, называя это "огненным крещением"

21. Вообще, некоторые согласия любили поиграть в синего кита - так, морильщики себя не сжигали, но запирались в избе и умирали от голода

22. При этом, как верно подметил @Skybrod , сам Аввакум был против таких практик, но уж так получилось

@Skybrod 23. Кстати, про Исуса - именно так выглядит каноничное написание имени Христа у староверов - и это тоже был большой повод для споров

@Skybrod 24. Среди историков, катающихся к староверам, есть байка про то,что они очень не любят фотоаппараты "Никон". Скорее всего байка, но красивая

@Skybrod 25. Вообще, вопреки стереотипам, староверы весьма открытые люди. Хотя в церкви (особенно беспоповские) лично я как-то не решаюсь заходить

@Skybrod 26. Но, к примеру, в Рогожскую слободу, где стоит второй по величине московский собор, приходить можно-только дальше первых колонн не пустят

@Skybrod 27. Рогожская слобода сейчас является центром крупнейшего поповского согласия -Белокринецкого, которое изначально появилось в Австро-Венгрии

28. У них даже есть свой патриарх, который живет в прямо в слободе - и он выглядит ровно так, как вы себе его можете представить

29. И имя у него ровно такое, какое может быть у человек на таком посту - Корнилий

30. Благодаря тому, что среди московского купечества было много староверов, Рогожка выглядит очень эффектно, одна колокольня чего стоит.

31. Добираться до туда из центра сложно, но там красиво и очень, очень вкусно.

32. Одна из крупнейших общин белокриницких находиться в Уганде - и в отличии от остальных иностранных, в ней состоит автохтонное население

33. А получилось это из-за английского проповеднику,который на основании названия православной церкви решил, что она наиболее ортодоксальная

34. И он был настолько этим потрясен, что не только сам стал православным, но и кучу людей сделал православными. Да, в Уганде. Африканцев.

35. Правда, в Уганде в православии не очень разобрались, поэтому когда к ним пришел Александрийский патриархат,местных священников разогнали

36. После чего старые священники, что будут молиться по старым обрядам, а потом узнали, что схожие ребята есть в России. Так и подружились!

37. Кроме Рогожской слободы. в Москве есть еще одно крупное старообрядческое пространство - Преображенская слобода, но там все сложнее

38. Собственность на храмы там менялась постоянно - и сейчас там одновременно Поморское согласие, федосеевцы и РПЦ

39. Поморы - это староверы. которые отрицают священство, из-за чего некоторые таинства (например, причастие) стали невозможны.

40. Так как священников нет, а службы и некоторые таинства совершать надо, то поморы выбирают между собой людей, которые будут вести службы

41. От этого те, кто ведут службы, выглядят относительно по-мирскому. Вот, например, председатель ДПЦ (так поморы называют свою церковь)

42. А поморы они, так как с Поморья. Из-за этого среди некоторых из них есть рассказы а-ля казачьи про собственный этнос, но такого мало

43. Вообще, на севере России старообрядцев очень много, и по очень простой причине - туда, если убежишь, не поймают.

44. При этом там была и Выготская обитель (сорт оф Троице-Сергиева лавра для РПЦ), и Аввакума там же убили. В общем, место силы.

45. Еще староверов исторически много на окраинах России - Урал, юг Поволжья, Прибалтика, с XIX века - Сибирь.

46. В Риге, кстати, находится крупнейшая поморская община в мире, которая названа так, как должно называться что-то святое- Гребенщиковская

47. Вернемся к резидентам Преображенки. Федосеевцы - это крупнейшее согласие, которое не признает возможность заключить брак.

48. Хотя для них каждое дитё - либо ребенок еретиков, либо результат блуда, в XIX веке паства у них росла как на дрожжах. Как - сам не знаю.

49. Правда, уже к XX веку от них в основном убежали - поэтому их Преображенский собор смогли себе отобрать другие, более крупные церкви

50. Федосеевцы были радикальными ребятами. Во многом из-за того, что конец света вот-вот, поэтому и поминать царя, и продолжать род не стоит

51. Да - все староверы так или иначе не очень любили российскую власть. Так,непоминовение царя во время молитвы (немыслимое РПЦ) было нормой

52. Не то, чтобы власть не отвечала взаимностью - пропаганда раскола была преступлением, старообрядческие браки не признавались

53. Что удивительно - Антихристом в представлениях староверов из русских царей был Петр I, хотя тот их только обложил двойным налогом

54. Староверы настолько не любят Петра, что даже Петербург в своих книгах традиционно называют Невоградом и никак иначе

55. Дискриминация староверов закончилась только после Манифеста о веротерпимости 1905 года. Сами староверы называют 1905-1917 Золотым веком

56. В определенный момент государство поняло, что всех старообрядцев не сожжешь, и поэтому пошло на создание компромиссной церкви

57. Единоверие было для староверов этакой "Партией Роста" - ты вроде как топишь за что-то хорошее, чистое и светлое, но внутри системы

58. Суть единоверия была в том, что человек мол соблюдать все те обряды, что были приняты у староверов,но подчиняться РПЦ и молиться за царя

59. При этом Синод РПЦ запретил обычным православным ходить к единоверческим священникам, а то мало ли что

60. Судьба к единоверию была особенно жестока - за XX век крупные общины в основном вымерли

61. Более того, крупнейший единоверческий храм в Питере был разукрашен фресками с Ленином, после чего там открыли музей Арктики и Антарктики

62. Сейчас, впрочем, общины есть, и в одной из них даже состоит всеми нами любимый Александр Гельевич Дугин

63. А еще значительно лучше моего за единоверцев сможет пояснить @Skybrod , пусть он меня поправил, если где ошибся

@Skybrod 64. Мои любимые старообрядцы - это, конечно, бегуны. Из одного названия понятно, что это были очень рисковые ребята

65 Если вы все используете лозунг "never settle" как подпись в инстаграме, то для бегунов это было нормой жизни

66. Основал бегунство дезертир Ефримий, который посчитал, что просто так жить в государстве, которое захватил антихрист, неправильно

67. Идея его проста - надо странствовать, не связываться с государством и с обществом, которое в нем спокойно живет, ибо не по-христиански

68. А для того, чтобы попасть в царство небесное, надо отказаться от паспортов, уплаты налогов и от дома, после чего бродить по белу свету

69. Конечно, многие бегуны были хитрили и делали просто - всю жизнь жили в доме и только в старости, перед смертью отправлялись в странствие

70. Но если они принимали у себя дома бегунов, то к ним относились нормально

71. Конечно, не все были такими хитрыми. Некоторые серьезно ходили по всей России с благой целью - найти Новый Иерусалим

72. Другой популярной целью странствий было известное многим Беловодье

73. Беловодье является старообрядческой версии Шамбалы - райского места, куда сможет дойти только просветленный

74. Показания о том, где она может быть, разнятся - от берегов Печоры до Алтая. В любом случае, путь не близкий

75. Причем не то, чтобы слухи были беспочвенными - и там, и там были общины староверов, которые были так далеко, что никто их не трогал

76. С алтайскими вообще было весело - они жили фактически на нейтральной территории и никто их не мог тронуть. Правда, эту лавочку разогнали

77. Вообще, благодаря политике российских властей старообрядцы есть почти по всему миру - от Дальнего Востока до Аргентины

78. Про Аргентину говорю не случайно, ибо там живет Данила Зайцев - лучший писатель-старообрядец с ни на что не похожим стилем

79. Кстати, если хочется почитать что-то более серьезное про староверов, то, на мой вкус, лучшее - это книга Кожурина про повседневную жизнь

80. Автор, конечно, поморец, что ОЧЕНЬ заметно, и там, конечно, не совсем объективно - но про быт и про идеи там рассказывается очень хорошо

81. Сам автор выглядит так. Надо понимать, что старообрядцы вполне умеют в современность, в том числе и современную одежду

82. БРАДОЛЮБИЕ - вещь, которая выдает старовера сразу. И это не преувеличение - борода обязательна для старообрядца

83. И это правда серьезно - вплоть до того, что в церковных книжных активно продаются брошюры о смысле и пользе бороды

84. Самое удивительное в старообрядческом книгоиздательстве - что репринты на церковнославянском стоят на треть дешевле, чем на русском

85. Ну и теперь - про предпринимательство. По некоторым оценкам, более трети всего капитала в России начала XX века было старообрядческим

86. Для дискриминируемой полукрестьянской секты, которая даже по самым смелым оценкам составляла лишь 10% населения, это очень много

87. Объяснений этому парадоксу несколько. Во-первых, староверы жили не в самых плохих местах - мало людей, много ресурсов, зачастую море

88. Во-вторых, вопрос самоотбора - быть старовером в городе непросто, и слабаки просто уходили в обычную православную церковь, где проще.

89. В-третьих, образование. Староверы читали Библию сами, поэтому детей учили грамоте. В России XIX века это уже было прогрессом

90. В-четвертых, ценности. Усердно работать, не пить и вести аскетичный образ жизни - все это было нормой жизни для старовера

91. В-пятых, община. Староверы очень сильно не доверяли чужим (еще бы, под Антихристом живут), но своим доверяли ого-го.

92. В общине хранили деньги, и в общине можно было занять без процентов деньги на развитие бизнеса. Не вернешь - прогонят.

93. В общем, были очень качественные финансовые институты, которыми было грех не воспользоваться. Вот купечество и воспользовалось

94. При этом так как долгое время все старообрядческие дети были незаконнорожденными, то они не могли получать наследство

95. Поэтому люди отдавали все имущество общине, а потом она отдавала все детям (если они не стали пьяницами или, что хуже, никонианами)

96. Потом, когда детей староверов стали признавать, а в стране появились банки, финансовая система староверов стала проседать.

97. Но опять же, до революции роль староверов в экономике была гигантской

98. Причем строили они не только заводы - Третьяковская галерея и Морозовская больница лишний тому пример

99. Про староверческую экономику очень круто пишет Данила Расков, почитайте его как-нибудь

100. Ладно, я как-то устал. Если есть вопросы - пишите в личку! https://t.co/TZYuEsdXcp

101. Продолжим немного. Я уже говорил про брадолюбие - но это не означает, что старообрядцы вообще не прикасаются к бритве

102. Более того, старообрядец, особенно поповец и городской, вполне может быть вообще без бороды.

103. Другой разговор, что смотреть на него будут косо, и его не допустят к причастию, если у него не будет хотя бы какой-то небритости

104. Вообще, схитрить и как-то обойти суровые требования к образу жизни для многих староверов было не проблемой

105. Например, часто староверы уходили в единоверие, там женились, чтоб их брак был официально, а потом перекрещивались обратно

106. Так делали даже безбрачники - и не то, чтоб таких людей сильно уважали, то обратно принимали

107. Хотя переход даже из одной общины в другую был не очень простым - нужно было по-новому перекрещиваться и проходить обряды инициации

108. Большинству это было в лом, поэтому женились староверы в основном внутри села - так как вокруг были неверные

109. Уже успели спросить про положение женщин - и у староверов оно было стандартными для православной России того времени

110. То есть общество было патриархальным, но какой-то совсем жести не было.

111. У беспоповцев ситуация была получше - женщины участвовали в жизни общины и даже иногда ею руководили (у тех же бегунов это было так)

112. Сейчас, понятное дело, пожилые женщины - костяк большинства общин (как, впрочем, и у РПЦ)

Тред снова начала как-то распространяться вокруг, а за недельку я вычитал много чего еще, поэтому давайте немного продолжим

113. @princdatskij написал про Англию - и надо заметить, что статьи Галковского про староверов частично верны, а частично - нет

114. Неверны они в теории про то, что свое богатство староверы заработали благодаря англичанам. Это не так - они сами поработали

115. Выше я уже про это вскользь писал, но расскажу подробнее - староверы в основном добились экономического успеха благодаря общине

116. Самое удивительное - что ничего особенно староверы не придумали - просто на максималках использовали то, что есть в христианстве

117. Так, во всех христианских общинах есть сбор денег с мирян (та же десятина). Но в основном она идет на жизнь клира и на бедных

118. У староверов и на клир небольшие траты (ибо в некоторых общинах его и нет), и бедных не так много, ибо Бог поощряет усердный труд

119. В купе с развитой налоговой системой, при которой ты стал бы в общине отщепенцем, если бы не заплатил,это привело к накоплению капитала

120. Да и эти деньги не разворовывали - ибо даже в поповских общинах были избранные советы попечителей, которые контролировали их трату

121. Тут уже начинает работать второй баг христианства, обращенный староверами в фичу - плохое отношение к ростовщичеству

122. Поэтому собранные деньги выдавались молодым предпринимателям в долг без процента,под обязательство вернуть и потом платить налог общине

123. Очевидно, что для Руси начала XIX это было лучшее предложение на рынке кредитования.

124. И именно так самые известные купеческие фамилии смогли получить начальный капитал - и Морозовы, и Рябушинские, и прочие

125. Резонный вопрос от @princdatskij про инженеров - но тут очень простое объяснение, связанное с тем. что и когда производили староверы

@princdatskij 126. В промышленность из торговли староверы пошли в 30-40 годах, и пошли в текстильную индустрию. Центр их деятельности - Москва и Иваново

@princdatskij 127. К тому моменту за рубежом уже было налажено промышленное производство станков для текстиля. Их-то староверы и закупали.

@princdatskij 128. Понятное дело, что по началу английское (никто не делал еще), но уже ко второй половине XIX станки были вообще в основном немецкие

@princdatskij 129. И самое главное - в плане использования капитала староверы отставали от остальных, на одного рабочего производилось столько же

@princdatskij 130. Но рабочих просто было очень много, из-за чего выпуск у них был гигантский.

@princdatskij 131. Кстати, "налоги" с общины были не единственным источником дохода. Староверческие общины активно зарабатывали на наследстве

@princdatskij 132. Для государства все староверческие дети были незаконнорожденными и претендовать на наследство не могли.

@princdatskij 133. Из-за этого все имущество после смерти передавалось общине. Не знаю, как это объяснялось юридически, но такой финт они делали

@princdatskij 134. И потом уже община передавала все имущество наследнику. Правда, далеко не всегда и далеко не всем

@princdatskij 135. Например, если наследник стал никонианцем, то он автоматически лишался наследства. Часть общин даже это прописывали в уставах

@princdatskij 136. Или, например, если наследник не очень благочестивый и любит выпить, то его тоже могут с наследством прокатить.

@princdatskij 137. Так, сына купца Коноваловых (и отца министра Временного правительства) из-за пьянства лишили наследства, а потом даже выгнали из общины

@princdatskij 138. Что характерно - его настолько презирали в общине, что даже прозвали таким оскорбительным для старовера прозвищем, как "Петр Великий"

@princdatskij 139. В чем Галковский был прав - так это в том, что старообрядцы правда очень не любили РИ и в целом симпатизировали революционерам

@princdatskij 140. Причина проста - почему бы не попортить кровушки слугам Антихриста, которые еще тебя и притесняют

@princdatskij 141. Хотя староверы-революционеры в основном были не большевиками, а эсэрами. Но часть и в большевиков перековалось

@princdatskij 142. Особенно это было так на Урале - там староверы были основой всей революционной движухи

@princdatskij 143. От этого может показаться странным, что, например, белокриницкий патриарх спокойно принимает на Рогожке Путина

@princdatskij 144. Но на самом деле это логично, ибо Путин - чуть ли не первый руководитель России, при котором их более-менее не трогают

145. Надо понимать, что нелюбовь староверов к России как государству на народ не распространяется совершенно

146. Про это можно вычитать хотя бы в "Национализме и модернизме" - если посмотреть на основных меценатов, то там все по двум перстам

147. Причем логика их действий была понятна - вместо пришлой живописи из Академии Искусств лучше что-то исконно русское поддержим

148. Отсюда и коллекция Третьяковки, и Абрамцево, и МХТ, и все далее по списку

149. Из исконно староверческого искусство надо отметить две вещи. Первое - это особая песенная традиция - знаменное пение

150. Второе - это литые, металлические иконы, из которых порой староверческие храмы могут состоять почти полностью

151. К слову, у Ройзмана в ЕКБ есть совершенно волшебный музей староверческих икон, сходите обязательно

>