1. Начну с терминологии. В среде незрячих слово "слепой" почитается неполиткорректным, правильнее говорить "незрячий" или "невидящий". Лично я с какого-то момента стала относиться к этому довольно индифферентно, но многие куда более принципиальны и на "слепого" могут обидеться.
2. Незрячие люди бывают очень по-разному адаптированы и в бытовом, и в социальном смысле. Себя я считаю хорошо адаптированной социально, довольно слабо - в бытовом плане.
3. Под адаптацией в быту я подразумеваю умение обслужить себя по дому, перемещаться по улице и т.д. Есть те, кто сами и готовят, и убирают, и ездят хотя бы по знакомым местам. У меня с этим не сложилось: я боюсь горячей плиты и только в теории знаю принципы передвижения по улице.
4. Под адаптацией социальной имею в виду приспособленность к жизни в обществе зрячих. У нас неразвито инклюзивное образование, так что незрячие дети учатся в спецшколах. У этого немало плюсов, но к жизни в "нормальном" социуме оказываются готовы не все.
5. Выражаться это может по-разному. Кто-то бегает, натыкаясь на всё и всех, и говорит "не мешайте мне самому справляться". Кто-то слабо осознаёт, что зрячие воспринимают мир иначе. Кто-то крайне болезненно реагирует на любые замечания относительно зрения и т.д.
6. Да, психотравмы на почве зрения бывают. У меня её нет: я спокойно об этом говорю, шучу в духе "переодевайся спокойно, я не подглядываю" и принимаю подобные шутки от других, на играх скорее жалею, если люди обходят этот момент вопреки логике персонажей, боясь задеть по жизни.
Но у всех по-разному. Другой может всерьёз обижаться на шутки на эту тему, особенно не от "своих", в смысле других таких же. От зрячих.
7. Об образовании. Во многих странах практикуется инклюзия: ребёнок-инвалид учится в обычной школе, получая доп. помощь, где требуется. Это даёт плюс к социализации, но учиться может быть непросто. У нас это только пытаются вводить. Незрячие и др. инвалиды учатся в спецшколах.
Рекомндуем
8. У этого немало плюсов: маленькие классы (10 чел. в среднем), все учителя со спецподготовкой, от русиста до физрука, брайлевские учебники, карты, ноты и пр. материалы, компьютеры со спец. ПО и люди, умеющие с ним работать.
9. Основной минус - замкнутость такого социума. Такие школы в крупных городах - всегда интернаты (неудивительно, если в Москве и СПб их по одной), большинство детей живут там неделями, и круг общения исчерпывается школой и семьёй. Отсюда и нередкие проблемы социализации.
10. Да, у нас были рельефные географические карты, рисунки и чертежи в учебниках по математике, биологии, иногда - физике и химии. Их было сравнительно мало, они были довольно схематичными и не всегда детально понятными, но были. Я очень их любила.
11. До сих пор впадаю в бурный восторг, натыкаясь на брайлевские схемки. Когда мы летели из Италии, мне принесли альбом с ТБ. И ТАМ БЫЛ РЕЛЬЕФНЫЙ САМОЛЁТИК НА ОБЛОЖКЕ. И схема салона, прочие ремни безопасности. Залипала с полчаса. Видимо, сказывается нехватка картинок в детстве.
12. О разнице восприятия. В учебнике математики был чертёж параллелепипеда. Вся незрячая часть класса минут 10 пыталась вдуплить, почему ЭТО - он. Математичка, тоже незрячая, попыталась объяснить, потом просто сказала: "Просто поверьте, зрячему понятно, что это. Они так видят".
13. Тема перспективы и особенно изомерии вообще были самыми сложными на черчении. Почему куб - это 3 ромба?! Реально, когда ты только держишь предмет в руках, очень тяжело осознать такие вещи. Как рисуется пирамида, я так и не запомнила. И это я не с рождения не вижу!
14. Для рисования используется специальный прибор: планшет с резиновым слоем, на который кладётся лист плёнки (бумагу можно, но хуже) и фиксируется рамкой или зажимами. Линии проводятся шариковой ручкой чаще всего, главное - с нажимом. Тогда за счёт резины линия выходит выпуклой.
15. Прибор для письма - это планшет с ямочками для точек, на котором лист бумаги фиксируется решёткой. Каждая ячейка решётки охватывает 6 точек, в ней можно написать букву, знак препинания или оставить пустой (пробел). Для пробивания точек есть грифель - шильце с удобной ручкой.
16 Шрифт Брайля строится на основе 6 точек, расположенных в 2 столбика по 3. Разные комбинации дают 63 варианта. Всего. Поэтому у каждого знака много значений, сочетания из 2 знаков часто обозначают 1 символ. Напр., цифры - первые 10 лат. букв со спец. цифровым знаком.
17. Бумага используется плотная: на обычной точки мгновенно затираются и становятся нечитабельны.
18. Одной из характерных особенностей письма по брайлю является то, что пишем мы справа налево, а читаем слева направо: при письме точки прокалывают, а для чтения лист переворачивают, чтобы читать по выпуклой стороне. На ранней стадии обучения это создаёт много путаницы.
19. Причина путаницы в том, что есть зеркальные буквы. Например, буква "в" при письме выглядит так же, как буква "р" при чтении и наоборот. Аналогично "и" и "е", "з" и "ы", "э" и "о" и др. Поначалу дико путает, но потом привыкаешь.
20.Самый частый вопрос, с которым я сталкиваюсь, в адекватном варианте звучит "Как ты пользуешься компом?". Ответ: программы экранного доступа. Они обрабатывают код и преобразуют в речь или брайлевский вывод. Синтезаторы речи, конечно, читают специфично, но приноровиться можно
21. Беда синтезаторов речи в том, что каждый из них заточен под конкретный язык. При работе с несколькими языками приходится между ними переключаться, что неудобно крайне. Поэтому я разорилась на брайлевский дисплей. Он подключается к компу и выводит текст по брайлю.
22. На брайлевском дисплее 1 строка из 40 клеток и кнопки навигации. С их помощь., в частности, прокручивается текст (по 40 символов за раз или построчно). Внутри у него пластиковые штифты, которые поднимаются и опускаются, формируя разные комбинации точек.
23. На дисплее используется 8-точечный брайль - более поздняя вариация на тему классики. 8 точек дают уже 255 знаков, что позволяет экономить место. Сами буквы те же, допточки маркируют, например, большие буквы, выделение, некоторые сочетания заменяются одноклеточными знаками.
24. Для работы со смартфоном есть мини-дисплей. Принцип тот же, но на нём 14 клеток, т.е. он сильно компактнее. На нём есть 8 клавиш, каждая соответствует своей точке. Их сочетаниями вводятся символы, как аккордами на фоно. Поэтому с телефона у меня бывают своеобразные опечатки))
25. Например, может получиться ь вместо в (лишняя точка), р вместо ч (недожатая точка), 1҄ вместо и (несинхронно нажатые точки), 4 вместо . (знак вплотную к букве и оно заменилось на цифру). Я стараюсь перечитывать всё перед отправкой, но бывают сбои)
26. Плюсы брайля в сравнении с речью: адекватный вывод всех языков (ну как минимум на кириллице и латинице), возможность читать независимо от уровня шума и не отключаясь от реальности (с речью зачастую слышишь только комп и упускаешь происходящее вокруг), можно даже вслух читать.
27. Минус брайля: читать медленно. Синтезатору можно выставить высокую скорость речи, ощутимо выше обычной человеческой. Руками читать медленнее, чем глазами. Поэтому большие объёмы текста я воспринимаю заметно дольше зрячих. Но тактильное восприятие лично мне удобнее слухового.
28. К сожалению, спецтехника для слепых дорогая. Очень. 40-клеточный дисплей стоит около 2500-3000 долларов. Разных фирм по-разному, конечно, но дешёвых вариантов нет. Бывают субсидии, но их надо уметь ловить. Лицензионный софт тоже недёшев. Поэтому чаще всего его ломают)
29. Программа обрабатывает не изображение на экране, а код. Поэтому я замечаю ряд вещей, которые зрячим не видны. Например, вижу, когда русские буквы (с, р, о, з и др.) заменяют цифрами и латинскими буквами. Иногда бесит. Вас бы тоже бесило читать вместо "сторона" "цтопоха" :-)
30. Вообще разных приспособлений для слепых мноно. Например, часы. Есть говорящие (нажал кнопку - услышал время), есть брайлевские (откинул крышку, там циферблат с часовыми отметками и стрелки). Я пользуюсь вторыми. У говорящих быстро садятся батарейки и неудобно, если шумно.
31. Есть приборчики, которые вешаются на край чашки и пищат, когда жидкость достигает определённого уровня. Удобная штука, одна беда - батарейки дохнут быстро, а замене поддаются не всегда.
32. Есть адаптированные настольные игры. Карты с брайлевской маркировкой. Шахматы - чёрные поля выступают над белыми, у белых фигур сделаны прорези на юбочке, у всех фигур ножки. У нард чёрные фишки помечены накладкой, дайсы крупные и с выпуклыми точками.
33. У меня есть даже брайлевская монополия, английская, правда. Поле залито пластиком, все подписи, правила и карточки продублированы плоским шрифтом и брайлем (на поле - сокращённо, ведь брайль занимает больше места). Все фишки разной формы.
34. С брайлевскими книгами довольно сложно. Есть библиотеки, но выбор там относительно ограниченный. Конечно, вся классика наша и частично зарубежная издана по брайлю. Но надо понимать, что брайль требует большого пространства.
35. Размер одной буквы - где-то 4х6 мм, расстояние между строками - 2 мм. Соответственно, на страницу формата, близкого к а4, влезает 25 строк по 30 знаков. Т.е. 1 страница стандартной плоскопечатной книжки занимает 2,5-3 брайлевские страницы.
36. Книги по формату больше всего напоминают словари, но намного легче, ведь листы из-за точек прилегают друг к другу неплотно. В книге толщиной 4-5 см будет 150-180 страниц. Это где-то 70-80 плоскопечатных по объёму (могу ошибаться с точным соотношением, но порядок такой).
37. Поэтому любая книга больше детских сказок превращается в многотомник. Для примера: "Ревизор" издан в 3 книгах, "Преступление и наказание" - в 9, "Три мушкетёра" - в 14. "Войну и мир" точно не помню, кажется, 29.
38. Учебники тоже печатаются в нескольких книгах. Поэтому в течение учебного года регулярное развлечение "смена учебников": весь класс или группа добровольцев берёт закончившиеся книги, несёт в библиотеку и меняет на следующие.
39. Все это подвонит к пониманию прискорбного факта, что издание книг по брайлю - дело довольно накладное, особенно с учётом того, что матрицы для печати надо делать рельефные на металле (может, сейчас от этого ушли и просто печатают на брайлевском принтере, но не факт).
40. Опять же, занимают книги кучу места, а прочитываются быстро. Интересные книжки я на каникулах потребляла по 1-2 тома в день. Так что желающих их покупать и хранить дома немного. У меня вот только немножко французских, добытых непосредственно во Франции. Выгоды не добавляет.
41. О рельефных рисунках. Для них тоже делаются спецматрицы, и изображение на них значительно крупнее, чем в оригинале, так как руками воспринимать такой же размер нереально. И толщина линии хотя бы 1 мм, что тоже сказывается на размерах. Мелкие детали часто затрудняют восприятие
42. Воспринимабельность рисунка зависит не только от размера, но и от материала. В школе были старые геогр. карты на шероховатом пластике и новые на глянцевом. Рельеф читался и там и там, но подписи на глянцевых сливались, читать было тяжело. Не объясню принцип, но жаловались ВСЕ
43. Слишком крупные точки или расстояние между ними тоже затрудняют чтение. На упаковках некоторых лекарств есть брайлеские подписи, и это круто. Но иногда их не сразу опознаёшь из-за увеличенных интервалов между точками. Дело в десятых долях миллиметра1но это сказывӕтся. ется.
44. Вообще попытки адаптации среды для незрячих это здорово. Но не всегда они удачны. Например,видела на банкоматах подписи под прорезью для карты и денег. Только толку, если всё управление сенсорное по экрану? Я всё равно не знаю, куда ткнуть пальцем для нужного действия.