я тоже хочу тред про работу. про школу не буду, мне там не понравилось, а вот про детский лагерь с удовольствием. лайкайте - не лайкайте, как хотите, я просто хочу поностальгировать, ибо там было действительно весело и круто.

favorite 46
message 76

Я работала в двух лагерях: один - образцово-показательный, с высокими требованиями к вожатым ( у каждого и пед. образование и пройденные курсы вожатской школы), а во второй чаще всего вожатых брали из экономического института, я там почти одна была из педа.

В обоих мне понравилось, но первый с высокими требованиями дал куда больше: уважение к детям, адекватное восприятие ответственности, способность мгновенно мобилизовать внутреннюю творческую жилку, раскованность в плане выступлений на сцене и ну и еще кучу полезной практики.

Я бывала на разных отрядах, но больше всего мне понравилось работать со старшими, потому что они вполне самостоятельны, творческая жилка у них работает просто на ура и на концерт могут сварганить за пять минут охренительный номер.

Минусов тоже куча: если у тебя старший отряд, забудь про сон вообще (про тихий час тоже), они активны ВСЕГДА, ходят, ржут, жрут, что-то придумывают, постоянно выбегают из комнат после отбоя. Я, когда в первый раз работала, со своими вообще ночевала в одной комнате.

Два ночи, все успокоились, вроде спят. Вдруг кто-то вспоминает тупой прикол, все начинают ржать, и ты с ними, потому что смешно. И так до пяти утра. Это время самое тихое вплоть до официального подъема, во время которого старших буквально силком приходится с кроватей спинывать.

У мелких наоборот. Они достаточно рано засыпают,и не считая частых походов в туалет,спят крепко. Зато просыпаются часов в 5. Сначала один разбудит соседа, они шепчутся, потом начинают ходить туда-сюда, а потом весь отряд просыпается и устраивает забеги до толчка. И так до подъема

Я, как уже говорила, работала в двух лагерях. Один такой современного типа, двухместные комнаты, в каждой душ и туалет. А во втором большие комнаты человек на 12, души и туалеты отдельно, но тоже очень комфортабельные.

Плюс первого - дети ведут себя тише, так как разделены. Минус - в тихий час ты постоянно курсируешь по комнатам, проверяешь, все ли у них в порядке. не успели ли подраться или устроить потоп. Плюс второго - все дети на виду, быстро устраняешь конфликты и собираешь отряд.

Минус - постоянный шум. Особенно в начале смены, пока дети (и ты) еще не наловчились спать при не стихающем гомоне голосов, в любой позе, хоть на потолке.

об двухместных комнатах с душем. В одном отряде у меня была девочка, которая очень любила МЫТЬСЯ. В любое время, по нескольку раз в день, особенно когда собираешь всех на обед или на мероприятие, нужно торопиться, но прибегает подружка этой девочки и говорит: "А Наташа моется"

Другая девочка, правда не в моем отряде, любила устраивать джакузи (это по ее словам же). Затыкала в душе полотенцем дырку и плескалась в набранной воде, пока вожатые не теряли терпение.

Дети бывают разные, с разными особенностями. У меня на младшем отряде как-то были клептоманка, энурезник, эпилептик и сердечница. Инфу обо всех нужно было держать в голове постоянно и максимально быстро предотвращать или разруливать ситуации.

Энурезника мы с вожатыми каждую ночь по очереди будили писать (по нескольку раз за ночь на всякий случай). А с клептоманкой, когда у других детей что-то пропадало, я потихоньку осторожно разговаривала в уголочке, девочка обычно возвращала все.

Был еще один очень замкнутый мальчик. Я никогда на него не давила, если он что-то делать не хотел, но однажды мне удалось уговорить его потанцевать с другими детьми. И он делал это с таким удовольствием и улыбкой! Я за него очень радовалась.

О детях я могу рассказывать долго, потому что многих помню очень ярко, но все же переберусь теперь на организаторскую и оформительскую работу. В лагере, чтобы что-то нарисовать или оформить времени почти нет, поэтому я часто готовилась перед сменой по примерному плану.

Рисовала плакаты, клеила, придумывала танцы и сценки, чтобы какой-то костяк был, от которого можно оттолкнуться. Вот еще один плюс старшего отряда. В тихий час они вполне могут спокойно порисовать и поклеить за тебя, причем получится очень круто.

Кстати, перед лагерем лучше запастись белой гуашью, потому что она заканчивается быстрее остальных, примерно за неделю. А потом за ее остатки начинается драка. Чаще между вожатыми.

Канцелярию обычно выдают в самом лагере, но я всегда докупала дополнительно, потому что к середине смены от кисточек, фломастеров и простых карандашей обычно ничего не остается, а что остается, кочует по отрядам и тумбочкам детей.

Мне однажды повезло со старшей вожатой. Она купила дохрена крутой канцелярии и раздала ее остатки в конце смены всем вожатым. У меня до сих пор лежит блестящая и бархатная бумага, цветные скотчи и большие ножницы.

Другая вожатая была не такой щедрой х) с той смены у меня остались только ножницы, и то, потому что я их сперла. Но зато однажды она от всего сердца подарила мне альбом, карандаши и фломастеры. И да, еще классную книжку с иллюстрациями.

Да, эта старшая вожатая была моей старой знакомой, и учительницей по рисованию, поэтому мы с ней хоть и часто ругались из-за детей (я яростно блюла их интересы), но все равно оставались в хороших отношениях.

Хреново, когда старшая вожатая страдает совковым узкомыслием, видит современных детей сквозь совковые очки и не принимает их некоторых сторон и потребностей. Хреново, когда она пытается сделать внешнюю видимость лагерного благополучия, а дети при этом страдают.

Эта старшая вожатая положила желания детей на алтарь своего же внутреннего желания показать, что вот она гораздо лучше, чем прежняя. У прежней, кстати, тоже были косяки: однажды она на репетиции к закрытию рявкнула в микрофон, что по трупам пойдет, но концерт сделает идеально.

Но я на самом деле в какой-то степени понимаю этих женщин, и не могу сказать, что на их месте я была бы лучше. Это совершенно другой уровень и другая ответственность.

Теперь о мероприятиях. Чаще о предстоящем конкурсе или концерте, который будет вечером, я узнавала с утра или в обед ( что такое план-сетка, во втором лагере, в котором я работала, узнали только пару лет назад, и то, потому что я об этом рассказала х)

Так вот. Я узнавала, и у меня оставалось несколько часов на то, чтобы все приготовить (вычитаем обед, ужин, время на помыться, накраситься у девочек, приготовит костюмы и грим) . Я наловчилась за полчаса ставить сносные танцы и сценки.

Это в старший отрядах. У младших сложнее - их нужно было поймать, научить, повторить, чтобы они запомнили, и проверить, потом нарядить, следить за тем, чтобы они не подрались и не порвали свои наряды. Начинать все это дело лучше с тихого часа, если концерт вечером.

чаще всего младшие забывали, что они должны были делать х) и мне приходилось прыгать рядом со сценой, суфлировать и показывать движения.

Лучший вариант с младшими - самой участвовать в постановке. Так есть возможность спокойно координировать происходящее, и дети не боятся, потому что ты рядом и можешь подсказать.

Да, очень здорово, когда дети тебя уважают и воспринимают близко к себе. Такое отношение ты можешь лишь своими поступками и внутренней энергетикой создать. Дети, они как звери, чувствуют харизму и слабость.

Я сама редко кричала на детей, а если и кричала, то не для того, чтобы надавить, а для того чтобы шокировать и привлечь внимание. Это такая психологическая штука. Все воспринимают тебя мягкой и спокойной, и тут ты повышаешь голос и говоришь весьма жесткие слова.

Но такой штукой лучше часто не пользоваться, иначе дети привыкнут и будут воспринимать тебя, как фоновый шум. Ой, ну орет и орет, перестанет потом.

Вообще детей, особенно тех, кто постарше, сложно держать в нужных рамках контроля. Но я не парилась, и когда они пытались сесть мне на шею и выторговать что-то, что нельзя (например, поспать у мальчиков), я обычно посылала их к старшей вожатой просить разрешения х) никто не ходил

Зато вопросов ко мне потом не было. Детям нужно объяснить их языком, что есть вот такие определенные рамки внутри лагеря, за которые выходить нельзя. Если они хотят расширить эти рамки, то пусть обращаются к тем, кто стоит выше, потому что это их ответственность, а не моя.

Четко разграничить перед детьми свои обязанности и обязанности коллег. Я не медбрат, больной живот не лечу (зато могу отвести к медбрату), я не повар, какао вкуснее сделать не могу. Я не начальник лагеря, поэтому объединить комнаты девочек и мальчиков не могу.

Психологически такое объяснение дети воспринимают лучше, чем просто "нет". "нет" у них чаще вызывает протест и враждебность, а когда они понимают, что могут что-то сделать, пусть это даже подойти и спросить, то адекватно осознают свои возможности.

Самые проблемные по поведению дети лично для меня - в возрасте от 9 до 12 лет. С ними и номера норм не поставишь (не научились они пока круто импровизировать, а запоминать уже лень), и не отдохнешь.

Помню, был у меня отряд как раз такого возраста. В тот день голова очень болела и хотелось спать, я попросила их в тихий час не шуметь. Они исполнили это да, но зато через каждые пять минут громко шикали друг на друга: "Тише, вожатая спит!" Зато от чистого сердца.

Лагерь, в котором большие комнаты-отряды, находится в сосновом лесу. Туалет в другом помещении, ночью детям до него идти страшно. Угадайте, кого будят по десять раз за ночь?

Да мне самой страшно было ходить до этого толчка ночью. Я тоже детей будила х) И мы, как "цыгане дружною толпою" через почти всю территорию лагеря "кочевали" до сортира.

Однажды ночью мы шли с коллегой до этого толчка, и над нами летала сова, провожая по дороге. А потом когда коллега пошла одна, сова на нее напала. Но никто не пострадал. Сова быстро оценила свои размеры и размеры моей коллеги, потому ретировалась обратно на ветку сосны.

Ночью в лагере творятся самые интересные дела. Мы как-то с этой же коллегой - неудавшейся совиной добычей, ходили по отрядам с гитарой и пели песни "Мельницы" и "КиШа".

Прибухивали в лагере коллеги по ночам, но старый физрук перманентно, правда, водку прятал в коробке из-под сока. Однажды в последний день он напился настолько, что укусил одну девочку, но потом получил большой разнос от начальства.

Девочка конечно не стала по ночам превращаться в пьяного физрука и выть на луну, да и особо не парилась над этим случаем, больше ржала. Правда тот физрук теперь в лагере не работает.

Мазать пастой у нас было официально запрещено. У некоторых детей аллергия, а у тех, у кого нет, паста просто противно засыхает на коже, и ее потом трудно отодрать. Поэтому дети (и некоторые вожатые, не будем показывать пальцами) выкручивались, как могли.

В ход идет косметика, чаще тени и помады (я однажды намазала того самого кусачего физрука алой помадой х), а также специальные краски для лица. Кто-то не брезгует и гуашью, но если поймают, будет вручную отстирывать простыни.

А пастой мажут дверные ручки. Особо ловкие на пакости (новый молодой физрук и диджей) однажды украли у девочек моего отряда всю обувь и куртки. Обувь за шнурки связали и гроздьями повесили на деревья, а куртки тоже связали, но вокруг стульев на сцене.

Теперь о питании. В первом лагере, где все строго, было охрененно-вкусное питание, шикарные полдники, но все под расчет, так что вожатым вкусняшных полдников не доставалось, только если дети угощали ( а они угощали часто, но больше фруктами, шоколадки и соки себе оставляли)

Во втором лагере питание тоже было сначала очень классным, так как начальство наняло отдельно поваров с образованием и отдельно закупало продукты. Их часто было лишку, поэтому можно было зайти на кухню и тихонько взять палку колбасы из огромного холодильника

Никто и слова не скажет, так как она осталась с завтрака. Детям и вожатым всегда давали добавки, на всех хватало полдников и оставалось лишнего. Дети иногда не ели какие-то продукты, оставляли.

Чаще всего это был зефир, яблоки, апельсины и печенья. Помню, как ходила по лагерю с огромной тарелкой зефира и кормила всех вожатых, потому что почти весь мой отряд (как и я) зефир не любил.

Потом начальство лагеря заключило договор с одной кафешкой, которая предоставила умеренно-плохих поваров и умеренно-хреновые продукты. Кусок газеты в голубце, компот из потемневших бананов (которые забыли реализовать), тесто вместо макарон, полупрозрачные кусочки масла на хлебе.

И эти повара еще пиздили продукты. Помню, однажды они увезли с собой целый поднос пирожков с капустой (на полдник были), только потому что "это лишнее и вожатым не положено". Но наш кусачий физрук грудью встал в воротах и не пустил их, пока они не отдали пирогов на вожатых.

С каждым годом питание было все хуже и хуже. Но никто так ничего и не сделал х) Я, кстати, в то время умудрялась еще и вегетарианить, поэтому питалась лишь компотом и хлебом, но иногда мне везло, и давали каши, пюре или макароны.

Вот именно тогда я и смогла оценить прелесть горячей пшеночки с маслицем и свежим батончиком. Да, вегетарианцем я была не правильным, молочку употребляла, яйца тоже.

Ну еще и родители спасали, возили в лагерь продукты из дома, и вожатые чаем с печенюхами поили и дети вкусняшками делились, и повара даже в таких условиях умудрялись мне двойную порцию картошки или риса грохнуть х) так что спасибо им всем

Помню как-то на второй ужин на спор выпила с коллегой семь чашек "снежка". Это было вкусно.

Помимо вожатой в лагере я работала потом еще и диджеем х) аппаратура у меня была годов семидесятых, и на ней я знала только как прибавлять звук, басы, включать и выключать огоньки на сцене, включать микрофоны и эффекты к ним. И поверьте, остальные знали не больше меня х)

Что-то изменилось по сравнению с работой вожатой? Почти ничего. Дети все также висли, я все также рисовала плакаты, но теперь не для себя, а помогала другим отрядам. Помогала вожатым мелких, детей одевать к праздникам, умудрялась к тому же еще кружок по рисованию вести.

Основы более-менее я знала (в кружок в детстве ходила, а потом курсы окончила) и как могла, передала их детям. До сих пор храню их работы, дружим с ними, и они иногда приходят, советуются. Постаралась для них процесс рисования в удовольствие превратить и заинтересовать.

А конкретно о диджейской моей работе. Самое сложное было - подобрать музыку на дискотеку, потому что я сама современную попсу не слушаю и вообще не в курсе, что у них там модно, поэтому полагалась на вкусы прежнего диджея и составляла список песен на основе его опыта, плюс новое.

Вышло очень даже хорошо. Плюс еще я несколько раз танцевальные конкурсы устраивала, поэтому дискотеки проходили весело. Кстати, когда я была вожатой в том лагере с высокими требованиями, мы обязательно должны были ходить с детьми на дискотеки и организовывать их.

Вообще это правильно, потому что пиздец случается чаще всего на дискотеках. Кто-то кого-то толкнул, кто-то споткнулся, мальчик слишком настаивал на танце с девочкой, а она не хотела. А есть еще и категория детей, которая не танцует, а шастает в темноте и что-то замышляет.

Короче вожатый - это почти как сторукое, стоглазое, сторотое божество с супер интеллектом.

Далее о диджейской работе. Так как я была продвинутой и с образованием, то использовала втихую некоторые стороны музыкальной терапии. А именно днем включала не детские песенки и не попсу, а амбиент, который ненавязчиво так играет на фоне и благотворно влияет на психику.

Ну и с ритмами экспериментировала. То есть с утра, когда детей нужно было настроить на более активный лад, я включала что-то быстрое и веселое. Перед тихим часом успокаивающее, а после него - нейтральное.

Иногда я вела концерты или перед мероприятием, если старшая вожатая опаздывала, развлекала публику.

Ну и несколько советов для начинающих: Главное - внутреннее желание. Но по секрету скажу, в первую свою смену я поехала, патамушта обязательная практика, зато в конце смены ни о чем не пожалела и попросилась на вторую.

План мероприятий лагеря обычно присылают всем вожатым, но если нет, то лучше достучаться до начальства и потребовать его, чтобы знать, что тебя там ждет, и максимально подготовиться.

Если план так и не дали, то готовишь основное: визитку отряда, несколько танцев, песен (скачиваешь музыку, минусы и плюсы, потому что в лагере интернета может и не быть, я в своем на опушку леса ходила, чтобы песню скачать х) и сценок.

Танцы максимально простые (ютуб в помощь, там куча всяких танцевальных флешмобов), песни лучше те, которые знакомые, например, часто в мультфильмах встречаются, а сценки - тут фантазия в свободном полете, главное не 18+ х)

Старшие отряды сами потом фантазию включают и дорабатывают то, что ты предложишь. Младшим хорошо пойдет что-то простое и веселое, что легко запоминается.

Еще важно в свою копилку добавить несколько игр на сближение отряда и просто игр, которыми можно занять детей, если образуется незапланированное "окно" (например, отложат мероприятие).

Также существует такая жопка, как посвящение в вожатые, которое случается неожиданно и без предупреждения (или предупреждения минут за десять). Я два раза на такое попадалась. Нужно заранее озаботиться хоть каким-то подобием визитной карточки, чтобы не хлопать потом ртом.

Первый раз я при всем зале пела колыбельную отрядным детям и импровизировала монолог форточки, а потом футбольного мяча. Во-второй раз я просто беседовала с залом и устроила маленький танцевальный флешмобчик.

>