1. Самые древние русские летописи - Лаврентьевская (1377 год) и Новгородская первая старшего извода (XIII век).
2. А как же "Повесть временных лет?" А это просто реконструкция, выделяемая из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.
3. Нестор-летописец существовал, но он написал только жития Бориса и Глеба и Феодосия Печерского. А вот насчет летописи ученые не уверены.
4. Одно из первых упоминаний то ли народа, то ли профессии "русь" (rhos) - Бертинские анналы, государство франков, 839 год.
5. К франкам пришли какие-то люди, сказав, что они rhos и у них есть король "каган" (chacanus). Франки выяснили, что это шведы (Sueones).
6. Из византийских источников мы знаем, что у Руси были "архонты" Ингор и его сын Сфендослав. Про Олега и Рюрика ничего не знаем.
7. Рюриковичи в XII веке были настолько же славянами, насколько Романовы были русскими в начале XX.
8. То есть по языку и культуре вроде бы славяне, а в родословную националистам лучше не лезть, чтобы не расстраиваться.
Рекомндуем
9. Например, Владимир Мономах был женат на Гите Уэссекской, дочери английского короля Гаральда II, убитого Вильгельмом Завоевателем.
10. Дочь Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции. Она привезла с собой Евангелие из Киева - так называемое Реймсское Евангелие.
11. Еще русские князья любили брать в жены дочерей половецких ханов. А вы думали, почему они поперлись на Калку с монголами воевать?
12. Вот Владимир Мономах был сыном гречанки, но у него были сводные братья от второго брака отца - наполовину половцы.
13. Один из самых острых вопросов в древнерусской литературе - еврейский. Точнее, иудейский. Серьезно.
14. С XI века по XVI русские так активно доказывают, что правы они, православные, а не иудеи, что-таки закрадывается сомненьице...
15. Первая известная полемика с иудеями - "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, последняя - борьба с ересью жидовствующих.
16. В "Слове о законе и благодати", кстати, говорится "великий каган нашей земли Володимир", "благоверный каган Ярослав" и так далее.
17. В переводах на современный русский слово "каган" в отношении Рюриковичей обычно заменяют на "князь". На всякий случай.
18. А еще в граффито на южной стене Софии Киевской нацарапано: "Спаси, Господи, кагана нашего" (надпись № 13 по Высоцкому).
19. Предки вообще любили царапать на стенах, за что большое им спасибо от ученых. Теперь это все необычайно ценные исторические источники.
20. Рукопись "Слова о полку Игореве" сгорела, но есть хотя бы слабые отзвуки образов в "Задонщине" и в одной псковской рукописи XIV века.
21. А "Поучение Владимира Мономаха" вообще никак не повлияло на литературу. Если бы сгорело - точно бы никто не поверил, что оно настоящее.
22. Значительная часть древнерусских рукописей датируется только палеографически, по начертаниям букв, интервалам и тому подобным штукам.
23. Палеографические методы датировки изрядно смахивают на магию. В полной мере ими обычно владеют только немногие сотрудники архивов.
24. Сегодня есть человека 2-3, датировки которых будут приняты всеми. И еще человек 10-20, которые могут оценить их датировки.
25. Например, "Слово о Знамении" в списке Соф. 396 долго датировалось 1390-ми. Потом пришел Турилов, посмотрел, и теперь это 1430-е.
26. Летописцы очень любили метафоры, гиперболы, а особенно - цитаты. Из-за этого никогда нельзя быть уверенным, правильно ли ты их понимаешь
27. Летописец запросто мог скопировать описание современной ему битвы из другого текста. Уже ведь отлично описано, как битвы происходят!
28. Цифры в Древней Руси были - в виде букв. А вот цифры "0" не было. Попробуйте-ка разделить 2426721 на 6644, не пользуясь нулем!
29. А вот в XII веке Кирик Новгородец поделил и даже не ошибся, а назывался его труд - "Учение имже ведати человеку числа всех лет"
30. В своем труде Кирик, в частности, рассказывает, что от сотворения мира прошло 6644 года, т.е. 79728 месяцев, 346673 недели, 2426721 дней
31. Кирик сообщает, что в году 4383 дневных часов (и столько же ночных), а мельчайших дробных часиков в одном дне 937500 (и в ночи столько)
32. Кирику в это время 26 лет = 312 месяцев = 1354 недели = 9497 дней = 113960*2 часов. В таких подсчетах проводили время древнерусские гики
33. Еще Кирик писал Новгородскую первую летопись. И задавал епископы Нифонту вопросы, занудные, как его математическое сочинение.
34. Вот с такими цифрами работал Кирик в своем труде (и вообще любой, кому нужно было что-то посчитать)
35. Одно из самых поэтичных произведений древнерусской литературы - "Моление Даниила Заточника". Оно почти целиком состоит из цитат.
36. Кому Лаче озеро, а мнѣ, на нем сѣдя, плачь горкий; И кому ти есть Новъгород, а мнѣ и углы опадали. Строку 2 перевести на русский трудно
37. Особого интереса к античности в Древней Руси не проявляли. Но про Гомера ("Омира"), например, уже в XII веке знали точно.
38. И от своего язычества в письменных памятниках очень мало упоминаний не осталось. Теперь только догадки строить остается.
39. Даже имена богов - в летописи сказано "Семаргл", в "Слове некоего христолюбца" - "Сим и Рьгл". Так что черт его знает, во что они верили
40. Кроме всем известной "Русской правды" был еще "Закон судный людем". Но как это все работало на практике мы толком не знаем.
41. Кроме пергамена в Древней Руси писали на бересте и восковых церах. Но первую бересту археологи нашли только в 1951 году, церу - в 2000.
42. Точнее, 1951 - это первая новгородская грамота. Еще в 1930 нашли "Золотоордынскую рукопись на бересте". Но там другая техника письма.
43. У пергамена мясная и волосяная стороны различаются. В Остромировом Евангелии картинки нарисованы только на мясной.
44. Да, Остромирово Евангелие - древнейшая датированная древнерусская рукопись, 1057 год. Названа по имени заказчика - посадника Остромира.
45. Держа в руках книгу на пергамене, нужно помнить, что писали ее добрые полгода на ворохе кож, которые могли бы пойти на сапоги.
46. То есть создание такой книги - очень трудоемкая работа, случайных текстов там не бывает. Это вам не береста и не твиттер.
47. Поэтому когда читаешь "Въ лѣто 6508 (1000). Преставися Малъфридь", знаешь, что это не просто так.
48. Но это первое упоминание Малфрид в тексте! Она как тот парень, который умрет первым - сразу. Узнаете, что за Малфрид - расскажите.
49. О ранних датах в летописи - их расставили в лучшем случае в 1030-х годах. Может быть, в 1050-х или 1070-х. В худшем случае - в 1110-х.
50. Да, учителя это знают. Да, запоминать даты призвания варягов, восстания древлян и крещения Руси обязательно. Приятного обучения в школе.
51. Около 1106 года игумен Даниил путешествовал в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Он оставил записки "Хождение игумена Даниила"
52. "Хождение" - это не путеводитель. Наоборот, Даниил пишет, что читатели записок "приимут мзду от Бога равно с ходившими мѣста си святаа"
53. То есть чтение описания Святой земли заменяло реальное паломничество - этим и объясняется большое количество списков "Хождения"
54. Одной из самых популярных книг на Руси, начиная с конца XII века была "Пчела" - переводной сборник афоризмов и поучительных высказываний
55. В "Пчеле" можно было (и сейчас можно) прочитать высказывания Платона, Аристотеля, Диогена, Филона, Эпикура, Демокрита и Плутарха
56. Всяких святых отцов, конечно, в "Пчеле" тоже много - время такое. Но Плутарх и Катон были!
57. Развлечений в Древней Руси было мало. Одним из самых почтенных считалась охота на крупного зверя.
58. Мономах писал: Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из 2 лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.
59. Он же: вепрь мне на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул.
60. Кроме того, Владимир Мономах развлекался отловом диких коней, которые еще водились в степях на территории нынешней Украины.
61. Было почетно убить на охоте дикого быка - тура (Bos primigenius). Туры обижались на это. Последний тур умер от огорчения в 1627.
62. Большая часть древнерусских книг и икон сохранились до нашего времени либо случайно, либо вовсе по ошибке.
63. Значительная часть древнерусских книг была спасена благодаря старообрядцам, которые специально искали богоугодные "старые книги".
64. А вот в православном мэйнстриме было по-разному. Хорошо, когда был епископ-ученый вроде Евгения Болховитинова. Но чаще не было.
65. В 1804 году митрополит Евгений поехал с инспекцией в новгородский Юрьев монастырь и встретил по дороге телегу, забитую рукописями.
65б. Это монахи выгребли из монастыря "всякий хлам" перед приездом начальства и ехали сбросить хлам в реку. Евгений отправил телегу обратно.
66. В телеге были документы XII века, кстати. А сколько монастырей все-таки избавились от "хлама"? Никто не знает.
67. Древнерусская литература - это, как правило, литература сборников, не отдельных текстов. Изучать надо не одно произведение, а сборник.
68. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина содержит много персидских и тюркских фраз без перевода.
68б. То ли ему казалось, что перевод убьет очарование фразы, то ли (это основная точка зрения) записывал на чужом языке опасные мысли.
69. Например, "Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь екъ житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят бѣлых людей".
70. Перевод слишком длинный и неприличный, чтобы поместиться в твит. Скажем, там есть слова "временный брак", "тесная связь" и "бесплатно".
71. Никитин не был толерантен: Все черные люди, а все злодѣи, а жонки все бляди, да вѣди, да тати, да ложь, да зелие, осподарев морят зелием
72. Но из советского фильма 1957 года "Хождение за три моря" вы этого не узнаете( Но фильм все равно неплохой.
73. Тут пришло "гы-гы-гы, Рюриковичи же от Рюрика, они же и не могут быть славянами". Что ж, надо прямо сказать - мужчина рожать не может.
74. Так что Рюриковичам приходилось жениться. И их жены в XI веке были гречанками, англичанками, половчанками - только не славянками.
75. Рюриковичи, в свою очередь, старались распихать дочерей по соседним странам.
76. Ингеборга Мстиславовна Киевская, внучка Мономаха, - жена датского герцога Кнуда Лаварда и мать датского короля Вальдемара Великого.
77. Ингеборга она потому, что на Руси имя женщины всем было пофиг. Если бы она упоминалась в летописях, то исключительно как Мстиславовна.
78. Так что никто не знает, как ее звали на самом деле. Спасибо, хоть шведы ей имя придумали.
79. А еще у нее была сестра Мальмфрида, жена датского короля Эрика Незабвенного. Ну, вы поняли. Мальмфрида. Короче, ее имя мы тоже не знаем
80. Маму Ингеборги и Мальмфриды, жену Мстислава Великого, звали Христина Ингесдоттер. И это уже настоящее имя.
81. О, в реплаи пришли новохроноложцы. Спрашивают, почему древнейшие летописи написаны на бумаге. Так они не на бумаге, а на пергамене.
82. Новгородская первая летопись издана фототипическим способом, а Лаврентьевская выложена в интернет в виде сканов.
83. Но по большей части сохранившиеся летописи - XV века и младше, они написаны на бумаге.
84. Есть Новгородские первая, вторая, третья и четвертая летописи. Сами новгородцы очень бы удивились такой нумерации.
85. Потому что древнейшая - Первая, а следующая за ней по старшинству - четвертая. А разгадка в том, что называли их по тому издания ПСРЛ.
86. ПСРЛ - это Полное собрание русских летописей. Очень полное. Том 3 вышел в 1841 г., том 43 - в 2004.
87. Я не знаю, почему издание ПСРЛ начали не с тома 1, а с тома 3. Наверняка это хорошо изучено в литературе.
88. При этом все еще остаются неизданные списки летописей.
89. Изданием летописей с 1841 года занимается Археографическая комиссия, существует она и сейчас.
90. Год назад в ней работали 2 человека, у которых на двоих было 0,75 ставки научного сотрудника. Поэтому новых публикаций особо не ждите.
91. Большую часть подробностей Куликовской битвы мы знаем из "Задонщины" - поэтического произведения, известного в поздних списках.
92. Это как если бы Полтавскую битву пришлось изучать по поэме Пушкина "Полтава" (и изучали бы, если бы не осталось других источников)
93. За два года до Куликовской битвы русские войска одержали победу над монголами на Воже в 1378 году. Но это все знают.
94. А первая победа русских над монголами была в 1317 году в Бортеневской битве. Но там москвичи сражались на одной стороне с монголами.
95. А тогдашний князь Москвы Юрий вообще был женат на сестре хана Узбека. Поэтому вспоминать как-то... неудобно.
96. Твит для привлечения параноидальных сторонников теории великого заговора историков. Берестяные грамоты - настоящие. Живите с этим.
97. Вообще-то использовать слово иго (iugum) в отношении монголов придумали поляки в XVI веке. Но оно от этого не легче.
98. Отношения в которых одна сторона платит другой дань, а вторая сторона еще и время от времени грабит для развлечения трудно назвать иначе
99. Но вы можете назвать это равноправным сотрудничеством, если вам так больше нравится.
100. О Золотой орде есть намного больше источников, чем принято считать. Проблема в том, что многие из них на китайском. Средневековом.
101. Так выглядят ссылки в нормальной работе о Золотой орде.
102. Самые интересные и недоисследованные в настоящее время источники о средневековом Новгороде - грамоты Ганзейского союза.
103. Они написаны по большей части на средненижненемецком языке.
104. На средненижненемецком из современных российских ученых сейчас умеют читать, кажется, только двое - Екатерина Сквайрс и Павел Лукин.
105. Сквайрс, кажется, каждый год учит студентов средненижненемецкому на своем спецкурсе на филфаке МГУ. Никогда не видел этих людей.
106. Так что если хотите быстрых академических успехов (года за 3) - учите средненижненемецкий. Но что вы будете есть эти 3 года?
107. Новгородцы не подозревали, что живут в Новгородской республике. Свой политический строй они определяли просто - Новгород.
108. Документов от Новгорода осталось чуть больше, чем от других русских земель. Но все равно очень мало.
109. Есть, например, договорные грамоты Новгорода с тверскими князьями (из архива Тверского княжества, новгородский архив не сохранился).
110. В новгородско-тверских договорах многое может показаться смешным.
111. Например, традиционное условие договора с князем - князь должен был охотиться на диких свиней в лесу не ближе 60 верст от Новгорода.
112. Новгородцы вообще любили заключать с князьями договоры, а за неисполнение договоров князя выгоняли.
113. Выгоняли князей из Новгорода довольно часто.
114. Как в Новгороде в 1136 году выгнали Всеволода Мстиславича, так и установилась добрая традиция подвергать князя лишениям и выгоняниям.
в самое суровое время (когда мамай запросил выход времен джанибековых) выход серебром составлял примерно 4% "от ВВП"
115. Я не знаю, откуда люди берут сведения о ВВП русских земель в 1380 году. Узнаете - скажите, пожалуйста
116. Б.Д. Греков в 1929 (или 1928?) написал статью о том, что в Новгороде в 1136 году установилась республика. Так это в учебники и пошло.
117. Уже с работами Янина в 1960-х стало ясно, что с датой "республики" все сложнее. Но учебники переписывать никому не хочется, одна морока
118. Еще новгородцы избирали архиепископов прямо на вече. Уникальный опыт для Руси.
119. Трех кандидатов в епископы выбирали тупо на слух - чьи имена громче кричат в толпе. Из трех выбирали жребием.
120. Потом нового архиепископа должен был рукоположить митрополит всея Руси. Иногда из-за проблем с великим князем ожидание затягивалось.
121. Евфимий II ждал рукоположения 5 лет - с 1429 по 1434. Это не мешало ему руководить епархией.
None
122. Поэтому ученые-кипяченые физики первыми впадают в ажиотаж от всяких теорий пассионарности и новых хронологий twitter.com/a2leks96/statu…
А в Новгороде епископ в первую очередь играл роль казначея(как часто и везде).
123. Роль архиепископа была важнее. Он был и духовным лидером, и чем-то вроде главы МИД. И казначеем, да.
124. Но у нас слишком мало сведений о финансах Новгорода и городской казне. Буквально пара упоминаний в летописях.
125. В XV веке Новгород делился на пять концов (районов), в каждом была собственная система самоуправления. Да вы озверели с вашими лайками.
126. В XII - начале XIII века концов было 4. Пятый - Загородский - сформировался позднее.
127. Иногда проблемы между новгородскими концами обострялись настолько, что там созывали свои ополчения для разборок друг с другом.
128. Улицы средневекового Новгорода были покрыты отличными деревянными мостовыми. Ну, может, не отличными, но не хуже нынешних.
Не было тогда никаких "русских" в нынешнем понимании этого термина.Были московиты.
129. Тверичи или новгородцы в XIV веке отпинали бы любого киевлянина за попытку назвать их московитами
130. На рубеже XIII-XIV веков в Киеве было настолько неуютно, что митрополит Киевский и всея Руси Максим переехал в 1299 году во Владимир.
131. Возможно, вслед ему кричали: "Зрада!". Но митрополит Максим по национальности был греком и потому не понимал. Так и обошлось.
132. Следующий митрополит, Петр, родился на Волыни. После возведения на кафедру он продержался в Киеве год и тоже уехал во Владимир.
133. А в 1325 году митрополит Петр переехал из Владимира в Москву. С тех пор митрополиты всея Руси жили в Москве. Но назывались Киевскими.
134. Первым митрополитом Московским и всея Руси стал Феодосий в 1461 году. До него все были Киевскими.
Мусин-Пушкин: разными почерками, на разном материале! С филигранями осторожно! Оленин: Фоменко все равно найдет пра-а-а-вду! (горько плачет)
149. Вот вам 4 летописи разного времени - Лаврентьевская, Ермолинская, Московско-Академическая и Новый летописец
Почему они так долго не могли изобрести пробел, это ведь кажется таким очевидным?
154. Предки. Не. Изобретали. Пробел. Потому. Что. Кто. Же. Говорит. Отдельными. Словами. Предкиписаликакговорили
160. В русском языке есть выражение "с красной строки". Как видно из предыдущего твита, первая строка нового раздела и правда была красной.
161. В истории Древней Руси было довольно много событий, достойных "Игры престолов". Драконов не было, драконы были только на иконах Георгия
162. Кстати, в древнерусском имя "Георгий" передавалось как "Гюрги". Из него и вышли наши Георгий и Юрий - это одно имя изначально.
163. То есть в летописях нет "Юрия Долгорукого", есть "Гюрги Владимирович". Иногда вообще "Дюрги".
164. Так вот, об "Игре престолов". Бывало, князья отлавливали родственника-конкурента и выкалывали ему глаза (потому что убивать плохо).
165. Мода выкалывать глаза политическим противникам, как и многое другое, пришла на Русь из Византии.
Кстати не через Мономаховичей она пришла?
166. Об этом узнали намного раньше. Византийцы во время войн с болгарами ослепляли тысячи пленных, на Руси это знали
Пока мы в 2017-м, евреи уже в 5778-м С праздником, так сказать
167. Вы можете жить в 2017 или 5778, но у нас, в средневековом Новгороде, недавно наступил 7526
167а. Пойду посмотрю, как там мой боевой киберконь, в прошлый раз он что-то захромал на электромагнитном мосту через киберВолхов.
Видимо все друг другу родня. Кастрация нужна была для создания надежной бюрократии и гинекея. У нас же даже епископов-кастратов не вспомню.
168. Митрополит Киевский Иоанн ΙΙΙ (1089-1091) был кастратом. А еще "некнижен и умом прост". Не задалась жизнь.
107. В "Житии" Аввакума три раза упоминается "блядин сын", два раза "римская блядь", а также по разу "выблядок" и "внешняя блядь"
169. Первым значением слова "блядь" было что-то вроде "ложь, ошибка, заблуждение". У Аввакума есть оба значения
170. Когда Аввакум пишет "римская блядь" - он имеет в виду "римские заблуждения". А вот когда пишет "блядин сын" - это "бастард".
не могу отделаться от мучительного полувоспоминания лично про «внешнюю блядь». это же что-то типа «мирской жизни», да? заблуждения мирян?
171. Видимо, это в целом почести и награды в земном мире. Он ссылается на Апостол, кстати (на заметку @ewglenah)
172. Если вы буддист/индуист и русский националист одновременно (ну, вдруг?), можете вместо "майя" говорить "внешняя блядь".
173. Про суд в Новгороде просили рассказать. Судов было много, буквально для всех и каждого. Во-первых, церковный суд был отдельным.
174 Церковный суд вершил архиепископ. К нему попадали дела "церковных людей" и дела любых новгородцев, которым вменялись определенные деяния
175. Архиепископ судил всех священнослужителей, церковнослужителей и тех, кто был на попечении у церкви, вне зависимости от категории дела
176. Архиепископ же судил любых новгородцев, которые обвинялись в двоеженстве, похищении женщины с последующим изнасилованием и отравлении
177. Князь совместно с посадником выносили решения по большей части уголовных дел типа убийств и разбоя.
178. У тысяцкого был свой суд. Он разбирал конфликты между купцами.
179. Конфликты между иноземными купцами и новгородцами решали совместно тысяцкий, посадник и купеческие старосты.
180. Наконец, был вечевой суд (он лучше известен на псковском материале), на вече разбирали обвинение в перевете - "государственной измене"
181. Не сохранилось никакого "УПК Новгородской республики" - все, написанное выше, является реконструкцией из многих десятков источников.
182. В 1269 году новгородцы едва не выгнали князя окончательно. Удержали их от этого митрополит Киевский Максим и монголы.
183. На договоре князя с Новгородом 1270 г. написано: "Се приехаша послы от Менгу Темеря цесаря сажать Ярослава с грамотою Чевгу и Баиши".
184. И даже в этом договоре были прописаны все права и обязанности - все вплоть до того, как часто медовар князя имеет право ездить в Ладогу
185. На заметку @50pets - коней в Древней Руси любили и ценили необычайно.
186. По Псковской судной грамоте смертной казнью наказывали за: перевет (государственную измену), поджог, кражу в кремле и угон коней.
187. В договоре новгородцев с князем 1270 года есть строки: "Кто где заточен - или человек или конь русский и новгородский, то исправи".