Могу тряхнуть стариной и рассказать про то, как делается реклама в Мск. Типа, 1 лайк = 1 твит о кухне создания рекламы.

favorite 1107
message 304

1. Ого. Не ожидал. Ладно, тогда поехали. Для начала: люди в рекламе весьма трепетно относятся о том, что о них говорят. Мониторят Сеть.

2. Поэтому тут все совпадения — тут случайны. =: ) Были ситуации, когда я писал что-то о работе (без упоминаний), но люди всё равно находили

3. Я работал в постпродакшене — это последний край обороны, если так можно сказать. Все косяки решаются именно там. А косяков всегда много!

4. Типичная ситуация: рекламный ролик, стоимость изготовления: $XXXтыс., стоимость размещения: $XXмлн., стоимость постпродакшена: $Xтыс..

5. То есть, все косяки рекламной кампании за несколько млн. долл. затыкают люди с зарплатами в пару-тройку тысяч баксов, максимум.

6. Крупные бренды не работают напрямую с исполнителями, они идут в агентства. Поэтому какой бы вы виртуоз не были, к вам не придут.

7. Абы в какое агентство тоже не придут. У многих крупных компаний контракты с конкретными сетевыми агентствами. И неважно как они работают.

8. Крупное сетевое агенство может круто облажаться, но большой заказчик всё равно будет за новой работой приходить туда, ибо — контракт.

9. В крупных сетевых агентствах сидят как правило девочки и мальчики, слабо понимающие в процессе работы. Они пишут "жипег" и "импег".

10. Главная задача этих мальчиков и девочек — не дать себя подставить при "работе": максимум отвественности свалить на чужие плечи.

11. Поэтому нужно быть готовым к тому, что ВСЕ вопросы будут решаться в почте: так проще всего потом доказать, что крайний был не ты.

12. Мальчики и девочки из РА (рекламных агентств) любят показывать свою креативность: вносить правки, о которых их никто не просит.

13-1. Самое большое количество правок на моей памяти было при работе с корейскими компаниями. У них, по ходу, соревнование: кто больше...

13-2. ...внесёт рацпредложений. Не важно, что они потом будут отброшены. Надо проявить активность перед начальством! И они проявляют.

14. Чтобы было понятно что за рацпредложения: "а давайте закрасим у нашего телевизора все дырочки на передней панели" (в видеоролике).

15. Очень много работы делается потому что про это не подумали до съёмок. Замазать дырочки до съёмки — 5 мин. В посте — пара дней.

16. На съёмках все шаги строго с одобрения представителя заказчика. Девочки и мальчики из РА бегают с каждым чихом к представителю заказчика

17. Из-за п.16 часто "некомпетентность"х"незнание". Представитель заказчика слабо понимает, что происходит. ДиМ из РА вообще не в теме.

18. Но самое главное — всё заапрувить. Кстати, рунглишь (корявый английский) очень популярен в этих кругах. "У меня есть косёрн" — это норм.

19. Съёмки в Мск — это очень дорого. Настолько дорого, что порой проще и дешевле слетать всей командой в ЮАР и снять весь материал там.

19 (Upd): возможно, что сейчас в связи с кризисом всё немного иначе, может уже и конкурентно стало.

20. Западные продакшены очень дорогие, там, как правило, нет распизяйства: люди бегают в мыле весь съёмочный день. Переработки адски дороги!

21. У нас же рабочие часто двигаются как в сло-мо, пока на них не накричат. Переработки у нас тоже дорогие, но к ним целенаправлено идут.

22. Насколько я помню, самые дорогие в Мск — осветители. Там своя мафия, просто так туда не зайдёшь.

23-1. Работа "светиков", как правило — привезти оборудование, смонтировать его на площадке, включить и... пинать хуи до окончания смены...

23-2. ...а потом пинать хуи после окончания смены, уже по переработке, за повышенный тариф. Но просто так не получится стать "светиком".

24. Конечно, перемена освещения бывает, но не сказать, чтобы это происходило очень часто за съёмочный день. Разумеется, это обобщение.

25. Напомню, что люди из рекламы мониторят Сеть и обязательно прочитают, что я здесь пишу. И, конечно же, обидятся. Хотя и всё будет верно.

26. Болезненная тяга к замалчиванию косяков — профдеформация (из-за п.10), боязнь, что кто-то подставит их и они будут крайними.

27. Рекламный мирок очень тесен и все всё знают обо всех, как правило. Если сам кто-то не прочитает, то ему кинут ссылку.

28. Пользуясь случаем — передаю привет всем коллегам. =: )

29. Львиная доля времени МиД из РА уходит на облизывание представителя заказчика. Для него создаются максимально комфортные условия.

30. Представителю заказчика могут купить бизнес-класс, поселить в лучшей гостинице, на съёмочной площадке для них может быть отдельный буфет

31. Хороший продакшен не экономит на буфете. Пожалуй, это одно из самых приятных воспоминаний о съёмках. =: )

32. Как правило, исполнитель не может напрямую с предложением обратиться к заказчику. Сначала надо подойти и сказать о проблеме людям из РА.

33. Если ты подойдёшь представителю заказчика и напрямую скажешь "я думаю, что вот так будет лучше", то тут же станешь чуть ли не врагом РА.

34. Потому что это будет означать, что РА что-то не доглядело и не внесло рацпредложений. То есть, исполнитель подставит РА перед заказчиком

35. Часто представитель от заказчика — не самый важный человек в компании. Поэтому, он может внести рацуху, которую потом надо править.

36. Мальчики и девочки из рекламных агентств не могут ничего отстоять и практически всегда идут на поводу у представителя заказчика.

37. В западном продакшене такое не прокатит. Рацуху выполнят, но выставят "доп.кост" (дополнительную оплату) такую, что не захочешь потом.

38. Российски продакшен намного более "гибкий" по сравнению с западным. На западе любое отклонение — доп.кост за большие $$$.

39. У нас не то, чтобы легко, но довольно часто соглашаются с клиентом, даже если он неправ и творит хуйню. "Потом на посте поправят!"

40. Мнение супервайзера по посту (если его вообще пригласили, что далеко не всегда бывает) часто отправляется в помойку. Нах оно, портит всё

41. В результате часто банальных меток для трекера не допросишься. И потом ебись как хочешь, а на тебя будут наседать, что ты не умеешь.

42. Ещё в результате хромакеем может быть любой кусок ткани, который хотя бы приблизительно зелёный или синий. Освещать его не обязательно.

43. Чаще всего это приводит к тому, что вырезать всё приходится руками, автоматизация труда кране низкая.

44-1. Как-то раз к нам приехал спец из Ирландии, которого выписали научить нас, русских валенков, как нужно работать на крутых программах...

44-2. ...ему дали типичную задачу, которую мы выполняли регулярно пердячим паром (вручную). Он пыхтел полдня, а потом сдался: impossible!

45. Это не к тому, что у нас люди крутые, а к тому, что входной материал часто ниже плинтуса по качеству, работать можно вручную только.

46. На выходе, увы, тоже часто получается говно. Опять же, просто потому, что сделать из говна конфетку сложно, даже если потереть в посте.

47. Возвращаясь к представителю заказчика. Этот человек может внести правки практически на любом этапе, агентство его всецело поддержит.

48. Но вот незадача: начальство представителя заказчика может не согласиться с такой самодеятельностью и придётся всё переделывать.

49. То есть, ситуация, когда человек по своей инициативе что-то правит, а потом эти правки исправляются с большим трудом — это не редкость.

50. Во всех пертурбациях РА будет на стороне заказчика и будет переобуваться в прыжке столько раз, сколько понадобится.

51. Всё, что писал Бегбедер в "99 центов" — детский лепет, по сравнению с тем, что творится на самом деле.

52. Самое дорогое в рекламе — это её размещение (ТВ, наружка, радио и пр.) Там счёт идёт на миллионы.

53. Производство (продакшен) — тоже неплохо. Многие менеджеры продакшена умело накручивают стоимость, рассовывая доп.доход по смете.

54. Постпродакшен — одно из самых недоходных мест. И самое ответственное при этом. Повторюсь — тут устраняются ВСЕ косяки предыдущих пунктов

55. Работа в постпродакшене — для молодых и для тех, у кого реально деревянная жопа. Многое придётся делать руками, долго и нудно.

56. Ещё в постпродакшене довольно часто появляются новые технологии и поэтому надо находить время для их освоения. Иначе станешь динозавром.

57. Тот же оператор, например, может не менять ничего в своей работе годами. Рекламу до сих пор часто снимают на плёнку.

58. Снятую плёнку везут на сканирование. Это делается, как правило, на Западе. Ибо правильный перегон (в цифру) —это львиная доля успеха.

59. Кстати, часто определённые люди работают с конкретными цветокорректорами (которые перегоняют плёнку в цифру). Тут важно взаимопонимание.

60. Иногда цветокорректор переходит в другую студию и за перегоном начинают ездить уже к нему в другой город. Как с ногтями у женщин. =: )

61. Оцифрованный материал везут обратно в Россию и тут делают постпродакшен. Западный постпродакшен как правило на порядок дороже.

62. А самое главное — в западной студии исполнят любой ваш каприз, но за дополнительные деньги. Такие, что капризничать много не получится.

63. А в России можно много и всласть покапризничать: "этот красный цвет недостаточно радостный, давайте сделаем его более праздничным!"

64. На стоимости это почти никак не сказывается, девочки и мальчики из РА будут заглядывать в глаза и спрашивать "разве это сложно?!"

65. Хорошо, если у вас будет переводчик с "заказчицкого" на человеческий язык. У меня такой долгое время был, низкий поклон тебе, Алексей!

66. Теоретически, постпродакшен может запросить доп.деньги за "а давайте поиграем шрифтами", но на деле практически никогда так не делается.

67. Из-за плохой подготовки (предпродакшен) часто результат труда оказывается не похож на то, что снимали. Или лишь отдалённо похож.

68. Но всем пофиг, потому что гонорары платятся обычно сразу после съёмки. Осветителям — после смены, операторам — после проявки. И т.д.

69. В результате, ты можешь получить откровенный брак в работу, а спросить не с кого — все бракоделы уже получили свои (немалые) деньги.

70. Кстати, про плёнку. Снимают на неё часто потому что: а) налаженный понятный процесс, b) лучше передаёт движение и динамику.

71. По запасу ДД современные цифровые камеры не хуже плёнки, но не дай бог вам это сказать оператору. Он вас больше не будет замечать даже.

72. Оператор, понимающий в постпродакшене — это довольно большая редкость. Чаще всего они с ужасом смотрят на компьютеры, как не бесовство.

73. Режиссёр не главный на съёмочной площадке. Главный — это представитель заказчика. Как он сказал — так и будет. Режиссёр транслирует волю

74. Самый горластый — не режиссёр. Режиссёр не кричит ничего. Кричит пом.реж (помощник режиссёра) — это самый активный человек на съёмках!

75. Если вы видите человека, который постоянно кричит "так, взяли брёвнышко, потащили, веселее, веселее!!!" — то это пом.реж, скорее всего.

76. Из пом.режей потом вырастают режиссёры, которые сидят и с пафосным видом тихо беседуют с представителем заказчика пока работа идёт.

77. Изредка режиссёры отвлекаются от светских бесед произносят своё веское слово и процесс начинает двигаться в указанном направлении.

78. Задача оператора — снять в нужном ракурсе и с нужным светом. Именно оператор в первую очередь рулит "светиками" — куда поставить свет.

79. Оператор часто общается с режиссёром и представителем заказчика на равных. Это триумвират главных на площадке.

80. В современной рекламе очень много компьютерной графики, даже если вы её там не видите. Делается то, о чём даже не подумаешь.

81. Например, могут начать делать рекламу когда ещё самого продукта нет. В руки актёрам даётся что-то похожее, потом на посте вставляют.

82. То есть, например, актёры с упоением могут делать вид, что пьют из бутылочек кефир, а на самом деле у них в руках просто кусок трубы.

83. Кстати, вопреки распространённому мнению, продукты питания на съёмочной площадке все обычно съедобные и настоящие.

84. Например, когда снимают "наливайку" пива, то льют именно пиво, никакого там стирального порошка с чаем! Ничто не пенится как пиво.

85. Правда, при съёмке дорого пива могут лить дешёвое, типа "Клинское" из баклажки. (сейчас "Клинское" обидится на "дешёвое" =: ))

86. Правда, тут часто может сыграть проф.гордость и заказчик привезёт много ящиков своего дорогого пива, дескать, чтобы всё по-чесноку!

87. А лить будут всё равно дешёвое, потому что забабахаешься из маленьких бутылок переливать пиво в специальную ёмкость, изображающую стакан

88. И дорогим пивом можно нарезаться в сопли, ибо эти десятки ящиков уже списаны. Правда, никто так не делает на съёмках, я не видел.

89. Из суррогатов — лёд. Его делают из оргстекла. Кстати, внешне — один в один, даже вблизи ото льда не отличишь. Но тёплый в руках.

90. Иногда делают мокапы (макеты) мороженного. Оно как и лёд очень быстро тает под светом софитов, поэтому мокап.

91. Но некоторые компании предпочитают просто чаще менять мороженное при съёмках. И тогда все на съёмочной площадке могут упороться им.

92. К внешнему виду продуктов питания подходят очень замороченно. Если в кадре есть еда, то приглашают специального человека — фуд стилиста.

93. Фуд стилист знает как правильно и красиво порезать продукты и как сохранить их свежесть долгое время под яркими и жаркими софитами.

94. Капли на запотевших бокалах и бутылках — это не вода, это глицерин. Вода моментально испаряется и не выглядит так нарядно.

95. Как правило, в фабричных упаковках разный уровень продуктов. Например, в пивных бутылках — разный уровень пива. Его выравнивают.

96. Да, прям шприцом специально обученный человек отливает или доливает пиво в закрытые бутылки. Чтобы уровень был одинаков.

97. Если в кадре будет, например, персик, то купят целый ящик этих фруктов, чтобы выбрать из них самый красивый, самый ровный и нарядный.

98. Что, кстати, не гарантирует того, что на посте его не придётся заменить на 3D-модель, ибо выяснится, что персик должен быть абрикосом.

99. Правки вносятся вплоть до дня эфира и даже потом! У меня был случай, когда отправили кассету на канал, а потом её меняли на другую.

100. Если ролик будет в эфире, то кассету с готовым роликом забирают за несколько дней. Но и это ещё не финал! =: )

101. Перечитываю что написал — и ужас! Столько ошибок и опечаток. Но твиттер не позволяет править тексты, привет @ekozlov! =: )

102. Напомню, что подавляющее большинство правок бывает просто потому что люди просто не думают до съёмок. Или думают о чём-то другом.

103. Но бывают и курьёзные моменты. Например, в варёной колбасе не должно быть пузыриков воздуха. Они там есть, но их быть не должно.

104. Или, например, сквозь решётку на передней панели телевизора видны колонки. Но их не должно быть видно. Не спрашивайте почему. Вот так.

105. Есть много вещей, которые есть на самом деле, но их быть не должно по мнению заказчиков. И вот тут на сцену выходит постпродакшен!

106. Всякие системы точной калибровки и цветопередачи в рекламе не нужны. Всё равно заказчик попросит сделать так, как ему нравится.

107. Забудьте про серые карты, про точную эскпонометрию и калибровку камер/мониторов. Всё равно "красный надо будет сделать повеселее"!

108. Самое странное требование по цветам было "сделайте мне золотые буквы на золотом фоне, чтобы золото было золочее золотого!" И вперёд!

109-1. Самый странный ролик был про разделку свиньи. Её резали лазером на запчасти и оправляли их в разные страны. Типа, окорок — в Россию..

109-2. ...ушки — в Японию, сало на Украину, пятаки ещё куда-то, жир тоже и так вся свинья оказывалась распродана. На ТВ его не было.

110-1. А вспомнил! Была ещё реклама для заказчика, которому реклама была не нужна. Да такое тоже бывает. У него дела шли хорошо, но у всех..

110-2. ...была реклама, а у него не было. И вот ровно по этой причине была заказана рекламная кампания.

111. Ролик был гениальный: 10 секунд на экране был логотип фирмы, от края экрана и до края. Всё. По ТВ было, но мало.

112. “99 франков”, конечно же. Совсем старый стал, забылся. Всё равно смешно было читать, так наивно у него там всё.

113. Уже пальцы устали писать, а я даже до половины не дошёл. Продолжу чуть позже, пока можете задавать вопросы. =: )

114. В идеале, процесс создания рекламы должен начинаться с того, что заказчик понимает, что ему нужна реклама. У нас же часто есть бюджет.

115. Есть фирмы, где, например, раз в год для каждого продукта должны выходить две рекламные кампании: имижевая и продуктовая. Вот и делают.

116. Начинается всё с обращения в рекламное агенство. Там, по идее, должны придумать стратегию и разработать кампанию.

117. На деле в РА чаще всего сидят девочки и мальчики без опыта работы и они делают "как у всех". Никто не хочет рисковать, ибо это подстава

118. Это не всегда так, но часто. Поэтому мы так редко видим интересные рекламные кампании. Им неоткуда взяться. Все трясутся над местом.

119. Худо-бедно придумывается кампания (типа девушка в оргастическом состоянии пьёт йогурт — нельзя рисковать, да и нет опыта) и начинается!

120. На предпродакшен митинги (PPM) приглашают всех, кто может хоть что-то мычать. Кроме тех, кто будет делать пост. Зачем они, в лаптях?

121. Или приглашают, но без права голоса. То есть, сидишь и думаешь: блядь, да что они все несут?!.. Не всегда, но часто, повторюсь.

122. Уже на этом этапе как правило понятно, что готовится какой-то отборный шлак (типа девушка в оргастических судорогах любит свою помаду).

123. Все с умным видом продолжают обсуждение. Увы, никто не херачит кулаком по столу с криком: "И на эту хуйню вы хотите грохнуть миллионы?"

124. Хотя, повторюсь, всем сразу всё понятно: креатив чисто импотентсткий. Его придумали девочки и мальчики лет 25, которые работают в РА.

125. Как эти юные дарования попадают в РА — для меня всегда было загадкой. Разумеется, бывают исключения, но это оооочень большая редкость.

126. После обсуждения на PPM становится понятно что срежут в смете. Нет, декорации построят: они очень дорогие и в них можно много закопать.

127. И не важно, что декорации окажутся кривыми-косыми и их вырежут на посте и выкинут нахуй. Главное — освоить бюджет.

128. Декораторы, кстати, тоже одни из самых дорогих в процессе. Создать декорацию квартиры стоит примерно столько же, сколько купить её.

129. Помнится, даже проскакивала информация, что вбить гвоздь стоит чуть ли не один доллар. Вот и считайте.

130. Кривые и убогие декорации — это нормальное явление. Вернее, не нормальное, но привычное. Часто их потом надо переделывать в посте.

131. Скажете, ведь можно было бы сразу снять, на хромакее, без декораций? Да, можно. Но это не будет так пафосно для заказчика.

132. Декорации часто нужны заказчику, чтобы он пришёл и охуел, увидев масштаб и размах! Целый павильон застроен! Куча людей пилит и сверлит!

133. Кстати, по поводу креатива. Действительно, он часто идёт от заказчика. Тот хочет оргастическую девушку в рекламе шампуня и всё тут!

134. Агентство может упираться рогом и предлагать какие-то интересные идеи, но если заказчику хочется, то будет оргастическая девушка.

135. Но в большинстве случаев агентству вообще не нужны все эти сложности и девочки-мальчики поддерживают любую идею клиента. Даже хуйню.

136. При этом, при работе над хуйнёй все будут смотреть друг на друга "ну, ты ж всё понимаешь, старичок... давай сделаем!"

137. А заказчику часто будут лить в уши какая у него была гениальная идея — снять орагзмирующую от йогурта девушку! Прям, супер!

138. Часто при этом заказчик весь светится от счастья, ведь он придумал такой нестандартный ход как оргазмирующая от товара девушка!!!1

139. Бывает, конечно, что и сам заказчик понимает, что все творят хуйню. Но просто надо. Бюджет, там... Ипотека, то-сё... Но это редкость.

140. Итак, к процессу. Декораторы построили дорогую хрень, светики пинают хуи, помреж орёт, режиссёр-продюссер-заказчик о чём-то трут.

141. На хлопушку часто берут просто красивую девочку. Почему-то надо, чтобы она была очень симпатичной.

142. В актёры попадают люди после кастинга. Кастинг — это муторнейшее мероприятие, которое проходит часами.

143. Есть модельные/актёрские агентства, которые нагоняют людей толпами и кастинг-директор выбирает из них нужных.

144. Причём, часто бывает так, что нагоняют вообще ВСЕХ, даже тех, кто не подходит под бриф (описание). Нужны блондинки, а приходят ВСЕ!

145. В результате сидят такие в коридоре часами, ожидая решения (чаще всего — нет, вы нам не подходите).

146. Большая часть времени у моделей/актрис уходит на вот такие кастинги, по несколько часов в день, в разных концах города.

147. Впрочем, так выбирают массовку или на незначительные роли. С актёрами первого плана всё сложнее. Клиенты хотят звёзд. Или проверенных.

148. Поэтому актриса может играть плохо, но с большей вероятностью утвердят её — она же звезда! Или хотя бы проверенный вариант.

149. Вообще теме "проверенности" в рекламе уделяется огромное внимание. С большей вероятностью будут работать с проверенным человеком.

150. Есть огромное количество халтурщиков, но они свои, проверенные. И работают с ними годами. Хотя те косячат порой. Но... см. выше.

151. При прочих равных скорее предпочтут работать с посредственностью, но с проверенной. Чем с гением, но ненадёжным.

152. "Проверенный" — это с известной моделью поведения. Пьёт, но известно когда. Если пьян, то всё равно может работать. Плохо, но делает.

153. Актриса плохо играет, но зато известно что она не испарится в день съёмок, не "заболеет", не закапризничает и так далее.

154. Попасть в круг "проверенных" непросто. Команды складываются годами и неохотно принимают новичков. Даже если у тех прекрасные портфолио.

155. Тема портфолио вообще не особенно актуальна. На него смотрят, конечно, но далеко не в первую очередь. Важнее "проверенность".

156. Съёмки редко когда длятся долго. Порой подготовка занимает месяцы, а сам процесс проходит за несколько дней. 2-3 — чаще всего.

157. Во время съёмок как правило большая часть огромной команды ничего не делает. Их усилия нужны на этапе запуска процесса и после конца.

158. На съёмочной площадке чёткое разграничение обязанностей и никто не лезет не в свой сектор. Это строгое правило.

159-1. Один раз мы во время съёмок попали под дождь и сильным ветром. Все убежали в укрытие, камеру накрыли целлофаном, я стоял рядом...

159-2. ...вдруг сильный порыв ветра дёрнул целлофан и камера стала падать. Я рванулся вперёд, потому что был ближе всего и в камере был...

159-3. ...материал, отснятый за день. Но меня резко одёрнули, рывком — нельзя! Камеру ловил ассистент оператора, ответственный за неё...

159-4. ...до этого я не видел человека, который бы бегал как Усейн Болт по пересечённой местности. Ассистент успел. Хотя я был сильно ближе.

160. Если бы я поймал камеру, то мне бы сказали спасибо. Но если бы она упала из моих рук, то анафеме бы предали меня. Кто последний!

161. С остальными сферами всё то же самое. Декораторы не будут ловить осветительные приборы, светики не будут держать декорации и так далее.

162. Забирать камеру с собой — не вариант, она довольно тяжёлая. Плёночная камера весит с десяток-другой кило. Она присоединена к монитору.

162. Ещё часто она стоит на тележке, снимать её муторно и сложно. Поэтому в непогоду камеру чаще всего просто накрывают чехлом.

163. Тележка катается по рельсам. Это называется долли (dolly) и есть специальные люди, которые отвечают только за катание тележки туда-сюда

164. Это происходит во многом из-за того, что операторы на дух не переносят зум-объективы. По возможности всё снимается фиксами с долли.

165. Если нужно более замысловатое движение, то снимается краном: это большая стрела, часто со специально моторизированной головой.

166. На ту голову вешается камера и тогда она может вращаться в нескольких плоскостях. Управление с пульта.

167. Иногда кран ставят на долли. Получается вообще чума. Так снимают всякие сложные "пролёты".

168. Кран, установленный на автомобиль называется "рашн арм" (russian arm — детище русского инженера Льва Евстратова)

169. В последнее время (лет 30 и более, хе-хе) очень актуальны разные системы гироскопической стабилизации камер.

170. Переносная стабилизированная система называется стэдикам (steadicam или стэдик). С ними работают специально обученные операторы:

171. Оператор стэдикама должен быть очень выносливым и крепким — бегать и снимать приходится с бандурой, вес которой порой доходит до 40 кг!

172. Есть моторизированные краны, которые способны чётко раз за разом повторять одно и то же запрограммированное движение. Это моушн контрол

173. Моушн контрол (motion control) позволяет снимать несколько дублей и объединять их потом в один. Например, для "размножения" толпы.

174. Как это ни странно, но все передовые технологии в том или ином виде у нас есть. В техническом плане наша реклама не отстаёт.

175. Проблема в том, что применение тех или иных технологий часто необоснованное. Могут захреначить съёмку с которой непонятно что делать.

176. То есть, пока снимали — всё было круто. Краны, долли, дистанционное управление. А теперь в снятый материал надо что-то вставить! Пффф!

177. И ты сидишь такой и спрашиваешь (риторически): а почему нельзя было снять всё проще?! (ответ: не круто, значит меньше $$$).

178. Крутизна и вау-эффекты на съёмочной площадке — зачастую просто залог плотного освоения бюджетов. Банально, но факт.

179. Кстати, если вам надоел это тред и он мешает вам читать ленту, то его можно замьютить:

180. Жуть! 587 лайков! Это всегда так бывает?!..

181. Самая длинная съёмка, в которой я принимал участие, была в Афинах и длилась ровно 24 часа. Без остановки и перерывов.

182. Вообще, съёмочная бригада любит долгие съёмки, ибо это означает переработки и оплачивается дополнительно. А продюсеры этого не любят.

183. Но 24 часа — это было ту мач, даже с учётом повышенных ставок за переработки.

184. Большинство диалогов звучит примерно так: — Мне нужен спец, который скажет как правильно! — Вот так правильно! — Нет, так не годится.

185. Раньше у заказчиков было обычным делом приглашать чуть ли не весь офис обсуждать рекламную работу. Высказаться могли даже бухгалтера.

186. Я не в том плане, что они должны молчать. А в том, что с точки зрения рекламы у них нет опыта. Это как если бы я комментировал бухучёт.

187. Но было не редкость что-то типа: "а вот мы посмотрели и решили всё немного переделать, потому что Марь Иванна не поняла мессадж".

188. Слава богу, сейчас такого стало меньше. Но всё равно, опасность того, что кто-то со стороны заказчика внезапно внесёт правки — остаётся

189. Причём, правки могут быть кардинальными. По идее, это должно делаться за отдельную плату. На деле — нет.

190. Большие компании любят работать в кредит. Продакшен вкладывает свои средства в производственный процесс, делает работу и ждёт оплаты.

191. Оплата приходит, но с задержкой от месяца до полугода. Всё это время сотрудники кормятся завтраками от начальства "вот-вот".

192. Получается, что я могу сказать, что давал в долг всемирно известным компаниям — часть денег там была и моих. Волк с Уолл Стрит.

193. Никому такая система не нравится, но крупные компании навязывают свои правила игры: не хочешь — вали, другие сделают.

194. Задержки с оплатой работы со стороны заказчиков — обычное дело. У меня и сейчас коллеги сидят и ждут когда им заплатят за выполненное.

195. Обычно РА кивают на заказчиков: "нам самим не заплатили! Вот, ждём!" И исполнители сидят и ждут.

196. Это не касается топовых исполнителей (операторов, например) и тех, кто поставил свою работу так, что без оплаты не работают (светики).

197. Обычно таким исполнителям платят в день окончания работ. Встал из-за камеры, выкючил софиты — получи пухлый конверт.

198. Вторые в очереди на оплату — привлекаемые фрилансеры. Им стараются заплатить побыстрее. Ибо потом просто никто не пойдёт на клич.

199. Штатные сотрудники продакшенов деньги получают в последнюю очередь. Они по сути своими зарплатами кредитуют производство.

200. Про откаты ничего не знаю, не моя компетенция. =: ) Есть или нет — мне не ведомо. Могу только догадываться.

201. Несколько раз предлагали работать фрилансером для крупных госкомпаний и там каждый раз были схематозы: типа — сумма 400, 200 нам.

202. Но не срослось на начальном уровне, поэтому в таких делах не участвовал. Но догадываюсь, что всё там примерно так и работает.

203. Но с крупными компаниями (и госкомпаниями) все хотят работать — это портфолио, это стабильный денежный поток (если правильно присесть).

204. Хотя как по мне — часто чем крупнее компания и чем громче имя, тем больше геморроя будет в работе по всем фронтам. Не всегда, но часто.

205. В больших компаниях отлично развита система распределения отвественности. Если какой-то факап — то концов не найдёшь. Никто не виноват.

206. Это касается и заказчиков, и крупных РА. Схема везде одинаковая — круговая порука и распределение ответственности.

207. Доведётся работать с крупняком — всё файлите: на все вопросы требуйте развёрнутых объяснений в письмах, их храните. Все храните!

208. Меньше проблем у того, кто больше файлит. =: ) На любой чих — прикидывайтесь валенком и просите объяснений. С картинками.

209. Но, надо сказать, если вы обычный исполнитель, то нагибать будут даже если всё зафайлено... =: (

210. "Ну и что, что мы просили сделать это белым? Это было раньше. Теперь фокус-группы говорят, что это должно быть чёрным. Переделайте!"

211. Отказаться можно. Но это будет конец карьеры или что-то близкое к этому. На практике мало кто отказывается переделать.

212. С фрилансерами не очень любят работать, потому что им проще отказаться при тотальной переделке. Или им проще требовать доплаты.

213. Хотя, конечно, фрилансеры — это вообще отдельная тема для обсуждения. Это довольно ненадёжная публика, увы. Как фрилансер говорю.

214. На крупных проектах фрилансеров нанимают когда уже совсем край. Или когда нужно делать какую-то не очень важную дополнительную работу.

215. Да кредитуют производственный процесс штатные сотрудники намного лучше. =: )

216. В последнее время в рекламе довольно много 3D. Например, практически вся автомобильная реклама — это 3D. Так проще и дешевле.

217. Съёмка автомобилей — один из самых сложных процессов. Они очень большие и отражают всё вокруг. Поэтому приходится сильно изгаляться.

218. В студии съёмка машин выглядит примерно так:

219. Делается много дублей с разным положением отражателей/флагов/света, чтобы подчеркнуть нужные линии. Потом всё собирается в посте.

220. В движении снимают либо при помощи рашн арм (было ранее), либо машину снимают неподвижно, а потом фон размывают в посте.

221. Если снимают по второму варианту, то чтобы колёса тоже были смазанными от вращения, машину поднимают на домкратах и крутят колёса. =: )

223. В России всего три-четыре серьёзных фотографа, которые снимают автомобили для рекламы. Их хватает, потому что больше и не надо.

224. Ведь практически все машины у нас — импортные (за исключением Лады и УАЗа). Проще снять за рубежом (взять готовые материалы у фирм).

225. Съёмка ювелирных украшений тоже постепенно вырождается. Проще делать все эти эти кольца-серёжки в 3D.

226. Пиво и всякие соки-воды тоже часто уходят в 3D. Больше возможностей, более сложный результат может быть, предсказуемее всё.

227. Однако, надежда на возвращение реальных съёмок ещё есть. В Европе принимают законы, запрещающие обман потребителей.

228. В смысле — если ты рекламируешь бургер, то ты должен снимать именно этот бургер, а не делать нарядную 3D-модель, не похожую на продукт.

229. Во Франции есть закон, который обязывает подписывать фото, если там было вмешательство Photoshop. Типа, как продукт с ГМО. =: )

230. Это связано с тем, что многие барышни стали ужасно комплексовать, глядя на глянцевые журналы и на идеальных красоток там.

231. Многие топовые модели и актрисы в жизни выглядят замухрышками. Уверен, вы бы прошли мимо них в метро, даже не заметив их.

232. Полагаю, что это у них такая приобретённая защитная реакция. Чётко прослеживается, что чем красивее на обложке, тем стрёмнее в жизни.

233. Быть моделью/актрисой — это очень непростая работа. Кажется, что только съёмки, ерунда, но на самом деле это огромный труд.

234. Раньше я сомневающимся устраивал небольшую фотосессию, приближённую к боевой. После неё люди выползали и скулили "как после кроссфита!"

235. Топ-модели получают так много, потому что они с любого ракурса, из любого положения получаются красиво. Это и дар, и много труда.

236. Оплата труда модели/актрисы зависит от многих факторов. Главным образом — от того, где и на сколько будет размещён результат.

237. Заработать моделям/актрисам в рекламе крайне сложно. Круг работающих лиц ограничен, туда нехотя принимают со стороны.

238. Так что кастинги и съёмки — это скорее хобби, я бы не делал ставку на это в качестве заработка.

239. Неплохо зарабатывают модели, снимающиеся ню и ездящие по Европе. Впрочем, это к рекламе отношения не имеет. =: ) Это отдельная тема.

240. Кстати, в мире тренд на "грязные съёмки". Нет, это не имеет отношения к сексу. =: ) Всем надоела чистота, теперь хотят ближе к жизни.

242. Раньше было принято вылизывать картинку, убирать вообще всё ненужное, доводить изображение до неземного совершенства. Теперь — нет.

243. Наверное, через годик этот тренд докатится и до нас. И — нет, работать не станет проще. Так делать сложнее. =: )

244. Впрочем, может и не будет у нас всё так популярно. У нас всякой грязи навалом, на на это смотреть не интересно. Сказку подавай!

245. Как говорил один заказчик: "ты дай мне салют на сто тысяч баксов, а не этот праздник ПВО!!!" Не спрашивайте. Речь шла о красоте ролика.

246. Думаю, многие проблемы нашей рекламы упираются в общие проблемы государства. Кажется, что это не связанные вещи, а на самом деле — нет.

247. Например, госкорпорации-монополии тоже заказывают рекламу. Но она им нужна примерно так же, как реклама "Летайте Аэрофлотом" в СССР.

248. Поэтому общение с подобными заказчиками часто оставляет ощущение какого-то наркоманского бреда, в который тебя затягивает против воли.

249. То есть — вроде бы работа, вроде бы всё ясно-понятно. Но ощущение бесполезности всех телодвижений не покидает.

250. Эй, горшочек, не вари! Под тысячу лайков — это никогда не закончится!

251. Вот тут стало понятно, что формат твиттера не годится для таких вещей. Историй много, но в 140 символов они не лезут.

252. Поэтому получаются такие огрызки, причём часто корявые в плане языка, приходится коверкать, чтобы вместить мысль.

253. Ещё сильное ощущение треша оставил период, когда реклама пива по ТВ ещё была разрешена, но показывать людей и животных там было нельзя.

254. Думаю, в этот период расход всяких веществ у сценаристов и режиссёров взлетел просто до небес! Танцующие бутылки! Пати хард! Ещё дорогу

255. В таких сложных случаях очень важно иметь человека, который умеет делать хорошие раскадровки.

256. Раскадровка — это рисунок каждого плана на съёмке (как фото, так и видео). Примерно так:

257. Раскадровку вешают на съёмочной площадке и зачёркивают фломастером те планы, которые сняты. Очень наглядно показывает ход процесса.

258. Хороший раскадровщик — это человек, который сможет нормально визуализировать все "вжух!" и "бззз-бс!" режиссёра, сценариста и клиента.

259. Хороший раскадровщик завален работой на много месяцев вперёд, он рисует не разгибаясь, как правило.

260. В идеале, на съёмочной площадке обязательно должен быть супервайзер по посту. Но на деле у нас редко кто его приглашает.

261. Задача этого супервайзера — говорить что нужно сделать во время съёмок, чтобы потом результат можно было бы нормально обработать.

262. Вернее даже не говорить (всё оговорено должно быть заранее), а следить, чтобы всё делалось так, как и было оговорено на предпродмитинге

263. Если такого человека нет на площадке, то начинается всякая непонятная хуйня, с которой потом очень тяжело бороться.

264. Например, оператор может решить, что в зелёном хромакее должно быть что-то важное и сделать наезд на это (видимое только в его мозгу).

265. Или оператор может решить, что раз в итоговом изображении человек будет слева, то и снимать он будет так же (выбросив часть кадра).

266. Режиссёр может не вдаваться в подробности, не царское это дело. Заказчик ничего не поймёт. ДиМ из РА будут щебетать о своём, птичьем.

267. После перегона материал принесут на пост и все там реально охуеют. Это очень частая ситуация была.

268. Операторы — народ творческий. Если не контролировать, то они часто увлекаются всякими хитрыми операторскими делами, потом замучаешься.

269. Без супервайзера могут снять такого, что ты потом несколько дней кряду будешь исправлять и всё равно будет фигня.

270. А супервайзера часто не берут на площадку, особенно на выездную — это ж билеты, гостиница, кормёжка, траты-то какие, прости господи!

271. А меж тем, количество лайков перевалило за 1000. Ужс. Ну, что, продолжать? Или тема надоела?

272. Напомню, можно замьюить реплаи к этому твиту (ха-ха-ха). Это изи делается в настройках. Рил ток, финк абаут ит!

273. Получил много комментов, что, мол, дескать, ветка про то, какой продакшен весь в белом, а все остальные кретины. Нет, это не так.

274. Косячат все. Кто-то по недостатку опыта, кто-то из-за желания сэкономить, кто-то просто хочет срубить бабла. Нет никого в белом пальто!

275. Просто так получается, что исправляются все ошибки на последнем этапе, в постпродакшене. Дальше никого нет. Только размещение.

276. Поэтому получается, что фигачат в посте люди и за себя, и за того парня, который деньги уже получил и давно их пропил. =: )

277. Ни разу за 15 лет, что я работал в этой сфере, я не видел, чтобы за брак отвечал кто-то, из цепочки выше, типа режиссёр или оператор.

278. Это, конечно, не значит, что такого не было. Я не могу всего знать. Но припомнить такого на своей практике я не могу.

279. А вот брака помню много. Плохой свет, ошибки по фокусу, странная композиция кадра, ошибки режиссёрской работы — сплошь и рядом.

280. Косяки постобработки, чего уж там, тоже. Но сам накосячил — сам и исправил. И был наказан рублём.

281. А вот чтобы накосячило РА и за косяки расплатилось с теми, кто исправлял — такого не было, вспомнить не могу даже одного раза.

282. Поэтому и пишу, что видел сам. Как тот кулик, который про своё болото. Уверен, что есть иной взгляд на ситуацию.

283. Представляю, сколько обиды могло накопиться у тех же операторов или режиссёров. А сколько гневных слов могли бы сказать люди РА! Ух!

284. Ладно, давайте про забавное. Первый опыт серьёзной работы у меня был на компе аж с 768Mb оперативной памяти. Это был Silicon Graphics.

285. 90-е годы, и тогда 768Mb RAM было что-то реально заоблачное! Тогда HDD на 40Mb были крутыми. Комп выглядел как шкаф и занимал комнату.

286. Потому по-дешёвке купили сервера SGI Crimson и на них продолжили фигачить комп.графику. Они уже были попроще, как тумбочка, метр х метр

287. В конце 90-х купили пару SGI Onyx нового поколения: процессоры R10000, куча памяти, крутая графика, каждый за $1млн.

288. Причём, как я понял, эти компы попали в Мск контрабандой, в обход Джексона-Веника, поэтому мы давали подписку о неразглашении.

289. Компы за $1млн надо было окупать. Мы работали посменно, днём и ночью. У меня было 4 12-часовых смен в неделю, 2 дневные, 2 ночные.

290. Как это вообще мы пережили — даже страшно вспомнить. =: ) Как в забое, прям. Кажется что легко, но нет.

291. Забавно, что на протяжении всей работы оплата была сдельной. Но всё время начальство пыталось наладить контроль посещений и опозданий.

292. Казалось бы, сколько сделал, столько и получил, когда ты это делаешь — всем наплевать. Но нет! Надо чтобы все были на работе!

293. А объяснение простое. В любой момент может приехать заказчик или люди из РА и тогда надо показать: вот, сидит цех, все мышками возят!

294. Заказчику все хотят показать примерно такое: https://t.co/VVq6tmLeIN

295. Кстати, поэтому и не любят отдавать пост на аутсорс или фрилансерам — не будет такого места, где можно показать бодрый впахинг.

>