Хотите 1 лайк 1 пост про работу педагога по вокалу? (Я в этом качестве больше 10 лет проработал)

favorite 325
message 56

1. Начну с того что было моим девизом - петь могут все у кого нет критических повреждений голосовых связок или глухоты более 60%. Если вы можете говорить интонируя вы с большой вероятностью можете и петь. Другое дело что надо найти того кто вас этому научит. А это не легко.

2. Беда в том что 80% педагогов не учат вас петь. Они учат вас петь лучше чем вы уже умеете, шлифуют ваши навыки, подгоняют под стандарты жанра и стиля. В вокальные вузы берут только тех кто уже умеет петь лучше среднего. Частные педагоги тоже обычно берутся за "перспективных".

3. Отсюда закономерно вытекает уйма людей которых не взяли "на вокал" с формулировкой "нет вокальных данных", "нет слуха", "нет голоса", "нет чувства ритма" и.т.д. и кто решил о себе что им медведь на ухо наступил и петь им не дано и не надо. Хотя это полный баллщит на самом деле

4. Переводится это так "нет голоса, слуха или чувства ритма развитых в достаточной степени чтоб мне не пришлось тратить свое время на их раскрытие, а мне важно ставить только на тех учеников которые перспективные и принесут мне регалии". Таких педагогов можно понять в нежелании

работать с теми кого надо учить с ноля, а иногда и с минуса. Это нормально. нельзя понять в выдаче дезинформации. Одно дело сказать челвоеку что я не берусь за ваш случай потому что работаю только с потенциальными конкурсантами, но вам нужен педагог который будет вас учить

с ноля. И совершенно другое дело с позиции своего авторитета ставить на нем крест. По моему опыту, не было у меня такого человека, которого не удалось бы научить, как минимум до уровню "приятно пою в караоке" а многим именно этого и нужно. Совершенно согласен с тем что тем

кто хочет сделать карьеру певца но очевидно не обладает достаточными данными чтоб сделать ее быстро надо об этом сообщать. Что в профессиональной среде он скорее всего окажется неконкурентоспособен. Хотя сейчас это уже под вопросом. Если речь идет об эстраде то тут возможно все

Очень часто индивидуальная харизма, умение подать материал, или просто навык писать собственные хорошие песни намного важнее выдающихся вокальных данных. Но категорически не согласен с дезинформацией в духе "нет голоса".

5. На самом деле чаще всего имеете рассинхронизация голоса и слуха, или голоса слуха и ритма в связи с выраженными психо-физическими зажимами. 80% вокальных проблем - психологические и связаны с внутренним запретом на "право голоса", "право быть заметным","право выражать эмоции"

остальные проблемы носят чисто технический характер просто в связи с отсутствием практики и исправляются очень быстро ЕСЛИ нет серьезных психологических блоков. Все дело в том что если этих блоков нет, обычная человеческая речь содержит в себе все технические особенности пения

это и различные модуляции голосом, и переход с плавной речи на резкую, с тихой на громкую, умение говорить долго на одном дыхании или синкопировать ритм своей речи. Эмоционально раскрепощенный человек свободно выражающий свои эмоции через речь легко может научиться петь

потому что всеми необходимыми техническими навыками и развитием мышц в достаточной степени уже обладает. Надо просто перенаправить их немного в другое техническое русло и развить. А вот когда этого не выходит проблема не в теле а в голове и лишь отражается на теле.

7. Педагоги по вокалу в делятся на 3 категории. 1) те кто умеет учить но сами поют так себе 2) те кто сами хорошо поет, но так себе учат 3) те кто умеет и то и другое. Представителей первых двух категорий много. Третьих очень мало. Еще меньше тех кто умеет петь. учить и сечет в

психологии. Именно по этой причине я в какой-то момент пошел получать психологическое образование, потому что по многолетнему опыту и наблюдениям в работе я понял что очевидно куда больше внимания требуется голове чем связкам.

8.Дело в том что навык преподавания и навык пения - разные навыки.Тот кто может очень хорошо петь, имея от природы хорошо поставленный голос,отполированный в ВУЗе может не представлять себе как этому научить и уж тем более как решить вокальную проблему которой сам никогда не имел

9. Пение отличается от рисования или танца, или писательства тем сто 90% процессов обеспечивающих хороший результат невидимы глазу и практически не отслеживаемы до уровня четкой схемы которую можно показать наглядно. Все исключительно на ощущениях при этом педагог должен уметь

на слух очень четко интерпретировать что происходит в организме ученика а так же как это коррелирует с его эмоциями, и потом словами как-то донести до ученика в чем ошибка и что надо сделать чтоб ее исправить. А ученик НА СЛУХ и на уровне образов должен это воспринять.Задачка

10. В каком-то смысле качество педагога по вокалу определяется его способностью в синестезии, эмпатии, умению считывать телом тело ученика, и находить правильные образы и телесные метафоры через которые он может дать ученику необходимый телесный опыт для понимания процесса

между педагогом по вокалу и телесно-ориентированным терапевтом очень много общего, на самом деле. Именно поэтому этому крайне полезно учиться тем, кто хочет учить петь. А тем кто хочет петь полезно ходить на "телеску". Там много полезного.

11. Чем компетентнее педагог тем больше он работает от конкретного ученика и ищет именно в ЕГО опыте те ощущения и телесные образы которые можно перевести в вокальный процесс. Педагог который оперирует одними и теми же шаблонами и говорит вам не понятные вещи требуя понимания

в духе "дыши в живот! Подними диафрагму! Опираясь на воздушный столб!" не давая вам ОПЫТА проживания этого термина чтоб вы вообще понимали о чем он, - некомпетентный педагог.

12. Обычно первые уроки с каждым учеником мы не пели как приличные. гаммы, упражнения и распевки и все такое.Сначала мы разговаривали, а потом бегали, мычали, рыжали, фырчали, стонали, изображали плач, нытье, мяукали как голодные коты и прочий зоопарк.Это нужно для раскрепощения

а так же для того чтоб я составил для себя карту зажимов ученика и попутно показал ему как очень странные звуки которые он играючи может изобразить просто "маясь дурью, потому что педагог предлагает странное но не страшное" трансформируется в необходимые для пения действия

13. Если я не ошибаюсь Никола Порпора, один из величайших вокальных педагогов, говорил что пение это "высокохудожественный стон" и в этом очень большая истина. Это действительно так. Механизмы пения правда похожи на те что мы используем когда стонем, рыдаем в голос, воем, плачем

14. Человеческий голос это без преувеличений слепок человеческой психики. Эмоциональной структуры, характера, состояния здоровья тела и психики, установок, травм, страхов и.т.д. Бы буквальном поем всем собой, а не только телом. Именно поэтому в идеале работать надо холистически

15. По честному холистический метод я лично применяю и в других видах творчества (тут у меня уже яжпсихолог головного мозга) но в пении это особенно важно потому что главный инструмент это и есть сам человек.Его тело, дыхание, эмоции.То чем он буквально существует слышит,звучит

16. В этом плане действительно хороший педагог по вокалу с большим опытом - страшный человек. :-) Он услышит и увидит о вас очень многое за первую минуту общения больше чем вы можете себе представить. Кроме того он обычно обладает хорошим навыком раппорта и легко читает человека.

17. Если хотите увидеть что-то действительно приближенное к принципу работы по-настоящему хорошего педагога по вокалу посмотрите фильм "Король говорит" (The King's speech) С Джеффри Рашем и Колином Фертом. То что делает герой Раша очень близко к тому о чем я говорю.

На самом деле на западе подобный подход куда более распространен. И очень многое из этих техник а главное принцип мышления я почерпнул пока жил в UK и учился петь там.

Герой Раша конечно учит короля не петь, а говорить. Но то КАК он учит, на что смотрит и с чем работает, это очень очень реалистичное исполнение того как должен мыслить действительно хороший педагог по вокалу.

18. Если бы вы пришли ко мне на урок, первое что я попросил бы вас сделать - рассказать мне зачем вам петь. Какие цели, чего хотите, есть ли примеры того как вы хотели бы петь. Потом я попросил бы вас спеть, причем без распевки, сразу. Не громко, не в полную силу, просто напеть

что угодно. Хоть "в лесу родилась елочка". Именно так, без распевок, сразу очень хорошо диагностируются все проблемы. Если бы вы боялись этого, я бы предложил вам повторять за мной разные фразы имитируя мои интонации. К примеру "доброе утро!" радостно а потом "доооброе ууутро"

занудно. В общем дела бы вам набор различных тестов чтоб определить фактическое состояние голосового аппарата, и вашего уровня им владения. А потом уже стал бы подбирать варианты упражнений.

19. Я сторонник того что ученику любого уровня должно быть приятно и интересно петь то что мы поем. Хотя, конечно, когда голос ставится с ноля а то и из минуса, до песен обычно далеко. Почти всегда первыми идут вокальные упражнения которые позволяют человеку сориентироваться

и научиться координировать слух и голос. Это требует довольно большой чуткости и терпения от педагога и терпения и целеустремленности от ученика. И конечно же доверия к педагогу. К тому что он не будет смеяться над самыми странными звуками которые могут получиться.

20. Пение, особенно в самом начале, когда идут первые попытки звучать человека, звучать не привыкшего это очень интимный процесс и человек в нем крайне уязвим. Здесь необходима максимальная поддержка, одобрение и уверенность педагога в том что он делает.

21. По-настоящему хороший педагог умеет работать в полном раппорте. Что это такое? Это когда вы поете, а я присоединяюсь к вашему дыханию и пропускаю через себя все что вы делаете. Я буквально физически ощущаю на себе ваши зажимы, а вместе с ними те эмоции и ощущения которые

их вызывают. Т.е. простите, уквально влезаю в вашу эмоционально-психическую структуру и копирую ее в себя. На вокальных тренингах я часто прибегал в методу в котором я сначала входил в рапорт, цеплял основной моторный и эмоциональный шаблон человека, потом начинал петь вместе

с ним в его шаблоне, а потом переключал его шаблон на свой. Эта фишка обычно работает в обратную сторону. Классический совет обычного педагога перед конкурсом или экзаменом "не слушай других, будут плохо петь тоже плозо споешь". Дело в том что в вокале ОЧЕНЬ легко "заразиться"

плохим звуком. Возможно это связано с резонансом, возможно с эффектом зеркальный нейронов. Но это работает. Так вот это работает и в обратную сторону. Просто сложнее и требует грамотного навыка "ведения" от педагога. Переключая человека на свой шаблон, я давал ему опыт.

Он получал опыт физических ощущения когда петь легко и просто. И соотв эомциональных переживаний. Очень часто пока этот опыт тем или иным способом не создашь человек просто не понимает в ощущениях чего от него хотят. Для многих это был опыт переворачивающий жизнь.

22. Честно скажу, техния "ведения" в раппорте, когда я буквально "пел человеком" хоть и ахренительно эффективная, но очень энергозатратная лично для меня. И в последствии я стал использовать ее только в тех случаях, когда не получилось деактивировать зажим другими способами.

22. Вообще по хорошему работать надо не с тем как конкретно человек дышит, или соединяет звуки (хотя с опытными и понимающими свое тело и психоэмоциональную составляющую пения это иногда возможно) но в основном что он чувствует, о чем думает, что визуализирует, в каком состоянии

находится. Какие эмоции, воспоминания, страхи, блокируют определенные регистры, или тип дыхания. Естественно на первых порах глубоко мы никогда не лезли. Хотя всякое бывало и человека могло начать аидорасить буквально на гаммах когда я подбирал метафору для высоких звуках и она

попадала сразу в резонанс с блоком. Но обычно конечно это происходило постепенно.

22. Все лучшие педагоги которых я видел всегда работают через телесные метафоры и подстройку через дыхание. Другое дело, что эти метафоры никогда не бывают универсальны. Одному чтоб задышать надо разозлиться уже наконец, а другому - успокоиться.Хотя чаще сначала 1 а потом 2.

Давайте расскажу немного про довольно общие (могут быть нюансы!) связи между вокальными проблемами и психологическими. А то много вопросов на эту тему поступало.

23. Трудность с перехода из регистра в регистр. "Могу петь либо низко либо высоко" или "говорю высоко - пою низко" или наоборот. Обычно связано с расщеплением и идеализацией. Все вот эти проблемы "Горное - дольнее, телесное - духовное, высокое - низкое, достойное - недостойное"

Где-то внутри очень сильна поляризация между какими-то из значимых дихотомий. Они не уравновешены и человек либо идеализирует что-то в себе и хочет соответсвовать но не выдерживает фрустрации сталкиваясь с тем что это не так Либо демонизирует что-то в себе и боится встречи с этим

Иногда (довольно часто) идеализируется или демонизируется некий интроект закрепленный за определенным звучанием голоса "Парни не плачут" = нет верхних нот, или "нельзя проявлять агрессию или сексуальность" - нет низких нот, "стыдно жаловаться", "это напоминает папин крик" и.т.д.

24. Вообще высокие звуки это : эмоции слабости, печаль, страх, уязвимость, но так же мечты, стремления, чувствительность, нежность, возвышенность. (они неминуемо связано с негативными, вы удивитесь). Низкие звуки: агрессия, сексуальность, власть, физическое обладание чем-то

уверенность в себе, а так же спокойствие, удовлетворенность, физиологичность, самообладание. (и это все тоже связано, ага). Средний регистр (у многих проблема в том что они его проскакивают и не могут перейти плавно из нижнего в верхний) это социальность, самообладание,

самореализация, профессиональная коммуникация, умение доносить свою точку зрения, умение на интеллектуальном уровне понимать и интерпретировать свои и чужие слова, эмоции, потребности. В том числе средний регистр это "достаточно хорошо" и умение довольствоваться малым.

Те у кого получается петь ТОЛЬКО в нем а выше и ниже выйти не получается - имеют склонность к адаптивному поведению и чрезмерной рационализации. Страх изменений и ярких проявления себя в мир.

25. Проблемы с дыханием. Невозможность глубоко вдохнуть, поверхностное прерывистое дыхание - страх. Люди задерживают дыхание когда боятся. Человек в хронической тревоге. Часто связано с подключичным зажимом, зажимом челюсти и живота. Тут может быть целый спектр причин.

>